воскресенье, 30 августа 2009 г.

О практической психологии

Помнится мне, в каком-то тесте был вопрос - что вам ближе - теория или практика? И вот я задумалась и не знала, какой ответ выбрать. С одной стороны, теоретизировать приятно, с другой, теория без практического применения - ничто.
Чем больше я изучаю разные жизненные области, причем абсолютно любые, начиная с того, как выбрать шторы для ванной комнаты, и заканчивая воспитанием детей, тем больше сталкиваюсь с тем, что вокруг полно теоретиков, а вот практиков - страшный дефицит. Взять хотя бы даже мою профессиональную область - преподавание русского как иностранного. В книгах по методике преподавания все пишут о том, как важно использовать индивидуальный подход, развивать коммуникативные навыки и прочее, порой исписывая по 300 страниц. Ценность такой информации для меня практически равна нулю. Действительно, и ребенку понятно, что при обучении языку нужно использовать индивидуальный подход. Хорошо бы было, если бы кто-нибудь объяснил, как конкретно его применять.
То же самое наблюдается в области психологии. Почти все пишут о том, что не надо переживать из-за ерунды, что надо прощать обиды, надо избавляться от зависти, но почти никто не пишет, ЧТО КОНКРЕТНО для этого надо делать. По пунктам: упражнение 1, упражнение 2, упражнение 3.
Недавно я случайно наткнулась вот на такого замечательного пользователя - danilling. Это тот редкий случай, когда человек, помимо того, что обладает профессиональными знаниями в своей области, так еще и дает ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, что делать, когда вас мучает чувство обиды, страха, вины и т.п. За что ему большое спасибо!

Потоп" Сенкевича

Прочитала тут давеча "Потоп" Сенкевича. Сразу предупреждаю: читала впервые, ничего другого у Сенкевича не читала, хотя в курсе, что это второй том трилогии. Пришло мне на ум это прочесть вообще забавно - некоторое время назад была волна тестов "Кто вы в трилогии Сенкевича", и что-то меня в описании персонажей заинтриговало.
Ну вот, отыскала в библиотеке и прочитала. Получилось забавно. Я вообще не очень люблю собственно исторические романы (предпочитаю нехудожественную литературу), а историко-приключенческих романов не читала сто лет - и этот прочитался с удовольствием.
Основная линия "перевоспитания" с одной стороны хороша тем, что не идет по типовому романсовому пути "да, он разбойник и меня морально колбасит от него, но я от него без ума и все прощу" - то есть героиня вполне себе принимает решения на основании своих взглядов и выполняет их, а любовь существует параллельно. С другой стороны, конечно, тут "чистая женщина как моральный идеал и перевоспитание из-за любви". (интересно, появляется ли дальше в трилогии Ануся; пока она показана достаточно сочувственно и без осуждения, то есть отсутствует дилемма "чистая и строгая - пустая и кокетливая")
Но перевоспитание героя не только из-за любви, конечно - еще и из религиозности. И отчасти на это завязано множество царапающих деталей - все еретики предатели (что неудивительно. Я тут параллельно прочитала подборку материалов как раз про польско-украинского еретика той эпохи, товарища по имени Юрий Немирич - неприятно это, религиозный фанатизм. С любой стороны), лапландцы как практически животные, своеобразное отношение к евреям... Ну да, описываемый исторический период всем этим таки страдал, но Сенкевич несколько попозже жил, и материал он подбирал в нужную ему сторону. Просто народное единство вокруг Ченстоховы - это в нужную сторону, а вот все остальное... Трудно такое читать, конечно.
Но для меня основной центр действия - это путь Кмицица на правильную сторону. И когда его принимает король и верит ему - остальное уже не так захватывает. Я люблю в принципе описание военных действий, но тут они меня не зацепили. А описание положения панны Биллевич в доме князя Богуслава... нет, тут не то чтобы не зацепило, тут наоборот. Жутковато, если честно.
Понравился пан Володыевский - такой ... солидный по сути своей, это очень для меня очевидно было в эпизоде после того, как панна Биллевич ему отказала, в переходе его мыслей от гнева к постепенному осознанию, что надо бы ей написать письмо, чтоб она не переживала и не расстраивалась. Заглоба не понравился совсем, не люблю фальстаффовских персонажей. Даже Фальстаффа не люблю, хоть Шекспир и дает ему трогательные моменты - а уж у Заглобы трогательного только отношения с "племянником", кажется. Из запомнившихся второстепенных персонажей - героический пастушок Михалко. И шотландский рыцарь Кетлинг - ну да, я романтик, но я надеюсь, что у него все хорошо будет.
Еще что бросилось в глаза - количество употребления латинских слов в разговоре, причем употребления людьми самого разного уровня образованности. Интересно, это действительно так было, или это Сенкевич сконцентрировал? (Я читала где-то, например, что язык, которым разговаривают персонажи романов Джорджетт Хейер из эпохи Регентства - не то чтобы неверный, все эти словечки действительно употреблялись, но не в таких количествах, она его просто сконцентрировала).
Если попадутся в руки остальные романы из трилогии - стоит, наверное, попробовать почитать.

Тунец - как мамонт


Мамонты, говорят, не вымерли. Поговаривают, что их просто сожрали.
Похоже, та же история происходит прямо сейчас.
Что уже сожрано в ноль, я не знаю точно.
Но вот тунец плывет к последнему порогу:
Тунца хотят внести в Красную книгу, и тогда его сбыт будет запрещен
... прикупить пару баночек?

Имена Божии


(из сообщества Пробуждение России)
*Бог Всесильный - евр. Эл-Шаддай, сочетание двух имен Бога: Эл и Шаддай. Помимо Исх 6:3, это сочетание встречается лишь в книге Бытия (в повествованиях о праотцах еврейского народа) и в Иез 10:5.Эл - общесемитское слово со значением «Бог». В Ветхом Завете оно входит в состав таких составных имен Бога, как Эл-Эльон (Быт 14:18), Эл-Олам (Быт 21:33), Эл-Берит (Суд 9:46). Нередко, особенно в поэтических текстах, оно употребляет*ся самостоятельно в значении «Бог» (наряду с более употребительным Элохим).
«Имена Божии, в том числе священная тетраграмма, суть лишь символические проекции трансцендентного в имманентном, лишь касания Божества, молниевидно озаряющие тьму, лучи солнца, ослепляющие и не дозволяющие на себя взирать. Это схематический отпечаток Божественного в человеческом" (прот.С.*Булгаков).
Этимологически слово Эль происходит от понятий "сила", "могущество".
Множеств. форма слова Элохим имеет реликтовый характер и почти повсюду согласуется с ед. числом. Исключение составляют те редкие места, где "элохим" обозначает сонм небесных сил (напр., Пс 8:6; син. пер. "ангелы", см. ст. Монотеизм).
Согласно Быт 4:26, имя ЯХВЕ употреблялось еще древнейшими предками человечества. На домоисеево происхождение Тетраграммы указывает теофорное имя матери пророка (Иохавед, Исх 6:20). Это косвенно подтверждается тем, что в Ханаане существовало почитание ЙЕВО (имя, близкое к свящ. имени). Однако в Исх 6:3 Бог говорит Моисею: "Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" (ЯХВЕ) не открылся им". Таков син. перевод, к-рый архиеп. Феофан подверг сомнению. Он отметил, что в оригинале речь идет не о новом имени, не о тетраграмме, а о новом Откровении, о "свойстве божественном, тетраграммою обозначаемом".Свойство это связано с самим смыслом слова ЯХВЕ. Оно происходит от глагола "быть" и поясняется в самой Библии словами Бога: "Я есмь Сущий", еврейское эхье ашер эхье, что можно перевести как "Я есть Тот, Кто есть" (Исх 3:14).
Сущий это Тот, Кто владеет бытием, Кто Сам является Бытием; вся тварь только от Него получает существование. В Откр это имя интерпретировано в связи с властью над временем ("Господь, Который есть и был и грядет", 1:8).
Имена Бога, особенно священное имя ЯХВЕ, окружалось в ВЗ благоговением, ибо имя как таковое считали выражением сущности Бога и человека. Иногда слово Имя употреблялось как эквивалент слова Бог.
В НЗ господствуют два имени: Бог(θεος) и Господь(Κύρίος). Сам же Христос Спаситель почти всегда называет Бога Отцом или Отцом Небесным. Арамейское слово АББА (Отец) имело характер интимной доверительности и сыновней любви. Так называли дети своих отцов.
1. Тетраграмма יהוה ЙХВХ на русском языке не передается словом «Иегова», более точное ЯХВЕ является условным произношением священного имени, с которым Бог открылся Моисею.
2. Иисус называет Бога Отцом или Отцом Небесным.
3. Иисус также учил учеников обращаться к Богу как к Отцу: «Вы же молитесь так: Отче наш. Который на небесах! Да святится имя Твое» (Мат 6:9).[8]
4. Христианам Библия открыла единственное имя спасения - это имя Господа Иисуса Христа:«10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»(Деян 4:10-12).
5.Христиане - свидетели Господа Иисуса Христа:«Но вы примете силу, когда найдет Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли (Деян 1:8).[9]

О, Бог - измени меня!


(из проповеди «Измени меня», пришедшей от сестры-ходатая)
О Бог - измени меня. Он говорит, что тебе нужно измениться. Таким образом, становишься ли ты подобным Иисусу? Смотришь ли ты трезво в зеркало каждый день, и молясь, Господь, я хочу преобразоваться в твой образ в каждой сфере моей жизни?
Или горечь овладела тобой, обращая твое сердце в непокорство и жесткость? Научился ли ты защищать себя из Слова Божьего и голосом Его Духа? Выплюнул ли ты слова, которые не следует говорить христианину? Зачерствел ли ты настолько, что нет надежды на изменение?
Если все это описывает тебя, позволь мне сказать тебе прямо: Ты никогда не получишь избавление, пока ты не изменишься. Твоя жизнь станет более беспорядочной, и твоя ситуация ухудшится. Перестань показывать пальцем, оправдывая себя. Бог не придет к тебе, пока ты не пробудишься и не признаешь, Ничто не измениться для меня, пока я не изменюсь.
Взывай честно к Господу в молитве: Измени меня, о, Бог. Покажи мне, где я упал и отошел. Разоблачи мою гордость, гнев, упрямство и грех. Помоги мне отказаться от всего.
Если ты желаешь измениться, слово Божье ясно показывает два шага, которые тебе необходимо предпринять. Внимай этому слову и ты испытаешь постоянное изменение:
_
1. На Твоих Глазах Есть
Покрывало, Которое Ослепляет
Тебя и Оно Должна Быть Снято.
_
Вы не можете измениться, если охотно остаетесь слепыми к слову Божьему.
_
2.Покрывало Может Быть Снято
Только Поворотом к Господу.
_
Павел говорит, что мы должны повернуться к Господу, прежде чем покрывало может быть снято. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. (2-Кор.3:16). Греческое слово «обращаться» означает здесь, как - изменить курс. Короче говоря, Павел говорит, Вы должны признать, что курс который вы взяли, привел вас к пустоте, разрушению, отчаянию.
Мы так ясно видим ошибки и преступления других. Хотя мы сами слепы к своей собственной необходимости измениться. Мы нуждаемся в реальном перерыве - признаться Богу, Это я, Господь. Мне нужно измениться. Отец, пожалуйста, покажи мне, в чем мои ошибки.
Как мы можем изменить курс? Как мы можем обратиться к Господу и снять покрывало? Вот установка, которую дает Павел для того, чтобы мы могли измениться:
1.Изменение является исключительно работой Святого Духа. То не гораздо ли более должно быть славно служение духа? (2-Кор. 3:8). Мы просто не можем измениться сами.
Только Дух Божий может преобразовать нас к славному образу Христа. Это исключительно работа Духа.
Мы также читаем, Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. (ст.17). Слово свобода означает здесь как, не быть больше рабом; освободиться от долгов; свободный, без цепей. Это описывает ту свободу, которая приходит, когда открыты глаза. Внезапно, мы видим все в новом свете. Только Святой Дух может разломать наш прежний жизненный взгляд, повернуть нас и поставить нас на истинный курс.
Это означает полностью доверяться Духу Божьему. Это также означает отворачиваться от небиблейского душепопечительства, всех своих идей и планов, и призывать только Святой Дух, чтобы бы Он вел тебя.
2.Изменение требует то, что Павел называет открытым лицом. Он пишет, Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню,.. (2-Кор. 3:18). Коренное слово для открытым лицом имеет здесь удивительное определение. Оно означает полностью быть преданным и позволить Богу разоблачить все тайны в твоем сердце для цели, чтобы быть избавленным от всего.
Этот вид открытого лица взывает: «Испытай меня, Господь, посмотри, есть ли какой грех во мне. Покажи мне, где я живу прямо противоположно Твоему Слову. Я хочу избавиться от того, что не Твое. От всей моей гордости, моих амбиций, моего эгоистичного ума, моих оправданий. Я знаю, что не могу думать как выйти из моей ситуации. Святой Дух, я нуждаюсь в Твоей силе и мудрости. Я оставляю всякую надежду на решение проблемы своим путем».
Моей постоянной молитвой является, Бог, я творю такие глупые поступки. Я делаю такие ужасные ошибки, вовлекаю себя в такие ужасные дела. Господь, пожалуйста, - очисти все. Я ничего не могу поделать. Только Ты можешь. И, возлюбленные, нашим зеркалом является слово Божье. Только оно точно отражает для нас наше состояние. Павел говорит нам, Иди, к зеркалу Божьей истины, и наблюдай за своей жизнью. Скажи Господу, что ты на неверном курсе, и что ты хочешь измениться. Попроси Его Дух смирить тебя и открыть Его Слово тебе. Оставь другой совет, свои собственные идеи, свои собственные выдумки. Вместо того, обратись к Святому Духу в полном доверии. Верь тому, что Он говорит тебе.
Если ты положишься полностью на Святого Духа, отворачиваясь от всей другой помощи, Он откроет твои глаза. Он также пошлет Святого духа для помощи в твою жизнь и ты начнешь изменяться в тот же момент.
3. В заключении Павел говорит, что мы изменяемся в подобие Христа постепенно. Этот процесс не происходит просто за одну ночь. Оно происходит медленно...шаг за шагом... в то время как мы ищем Его и подчиняемся Его слову: ...преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2-Кор. 3:18).
Может ты не замечаешь, но ты изменяешься каждый раз ты открываешь писание и читаешь Его слово с открытым сердцем, каждый раз, ты на коленях и проводишь достаточное время с Ним, каждый раз ты призываешь Святого духа вести и наставлять тебя.
_
Павел Подчеркивает Три Прекрасных
Доказательства Изменения,
Происшедшего в Нас, Святым Духом.
_
Святой Дух желает принести с Собой эти три замечательные изменения в нас:
1. Первое изменение это растущее познание о том, что Бог будет милостивым к нам все время в нашем испытании. Посему, имея милости Божией такое служение, мы не унываем:.. (2-Кор.4:1).
Вот здесь служение милости мы получили от Святого Духа: Он открывает наши глаза к нежным милостям Христа по отношению к нам. Он взращивает в нас внутреннее познание о том, что Господь на нашей стороне, и Он за нас. О Он показывает нам как предан Бог тому, что хранит нас от падения- как милосерден Он по отношению к тому, через что мы проходим, как Он тронут чувствами наших слабостей.
Установленное Богом время для избавления Давида произошло в самый печальный момент - когда он думал, я превратился просто в ничто. Точно также и сегодня, Бог установил время, чтобы избавлять и посылать свое благоволение на нас - и оно обычно приходит к нам в наихудший час испытания. Это время, когда мы не можем больше сами бороться. Вместо того, мы признаем, Господь, я не могу сам это сделать - все это безобразие. Я даю все Тебе.
2.Второе изменение, которое происходит, является когда мы больше не мучаемся мыслями о нашей сдаче: ...имея по милости Божией...мы не унываем:.. (2-Кор.4:1).
Бог хочет, чтобы мы подняли наши глаза с наших нелегких обстоятельств. Истина в том, что, может быть, наши проблемы закончатся быстро. В действительности, они могут ухудшаться. И Он знает, что если будем постоянно смотреть на изменение нашей ситуации, то таким образом, мы глубже впадем в тревогу и депрессию. Мы устанем и упадем, оставив надежду.
Еще, когда Господь являет Свою милость к нам, наши падения начинают исчезать. Вскоре у нас появляется растущая уверенность в том, что Бог работает в нас. И нет ничего более удовлетворяющего, чем когда наш внутренний человек знает, Божья рука на мне. Я все еще в процессе изменения - но я знаю, что иду в правильном направлении. Я приближаюсь к Господу.
День за днем, и ты станешь сильнее в вере. Он взрастит в тебе Свой мир и покой. И Он вознесет тебя далеко над твоими обстоятельствами, и ничто опять не сможет стащить тебя вниз к отчаянию.
3. Третье изменение, которое должно произойти в нас это полное отречение от всех тайн и нечестия. Но, отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. (2-Кор.4:2). Это означает, что мы больше не должны прибегать к священному писанию, чтобы стараться таким образом оправдать наш грех. Мы не должны искать оправданий, чтобы совершать нечестие.
Бог хочет, чтобы наша жизнь была как открытая книга. Поэтому, Он желает очистить нас от всего тайного греха- всего нечестия, жестокосердия, обмана, лжи. Вот почему Святой Дух испытывает все в нас, что не от Христа. И если мы истинно хотим измениться, мы откроем себя для Его работы в нас.
Отложи все на задний план пока ты не готов отречься от твоего тайного греха.
Когда ты подчинишься Слову Божьему и преобразующей силе Его Духа, тебе не придется убеждать других в том, что ты изменился. Когда ты ходишь в истине, Святой Дух будет представит тебя совести каждого вокруг тебя. ... открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
Греческое слово для слова представляя здесь означает Божье одобрение. Павел говорит, Тебе не придется впечатлять каждого тем, что ты изменился. Бог приблизит их совесть, говоря им внутренним голосом, Этот человек имеет Мое благословение и одобрение.
Никакой аргумент не может отвергнуть внутреннее доказательство того, что Божий Дух вложил в тебя. Присутствие Христа, излучающиеся от тебя, будет либо привлекать других или станет обличением для них. И это тогда, когда ты найдешь силу влиять на других - через изменения, произошедшие в тебе. Ты обнаружишь, что восстановились отношения. И ты восстановишь свое духовный авторитет.
Тебе больше не надо смотреть на необходимость изменения в других людях. Вместо этого, ты будешь воодушевлен изменениями, которые Бог внес в тебя, ты поймешь, Господь, я знаю, что все в Твоих руках. Я подчиняю себя Твоей воле. Просто делай во мне то, что необходимо сделать.
Сейчас наступило то время, чтобы полностью отдать все твои обстоятельства в Его руки. Позабудь как избавиться от своего кризиса. Вместо того, сосредоточься на том, как Бог изменяет тебя и делает тебя тем человеком, который преодолевает все. Пребывай в Его слове. Усердно призывай Его имя. Доверься Святому Духу. И пусть этот крик будет постоянно вырываться из твоего сердца: Измени меня, о, Бог.
Сижу и плачу, благодаря Господа. «О, Господь! Я так испугалась о своём состоянии пред Тобой! Спасибо Тебе, Господь, за Твою великую милость ко мне, что Ты трудишься во мне и преобразовываешь меня. Спасибо Тебе, Господь за эту проповедь. Спасибо Тебе, Иисус. Слава Тебе».
После этого ещё волнами сходило на меня благодатное действие Духа Святого. И я молилась молитвами из этой проповеди «Измени меня, о, Бог. Покажи мне, где я упал и отошел. Разоблачи мою гордость, гнев, упрямство и грех. Помоги мне отказаться от всего. Испытай меня, Господь, посмотри, есть ли какой грех во мне. Покажи мне, где я живу прямо противоположно Твоему Слову. Я хочу избавиться от того, что не Твое. От всей моей гордости, моих амбиций, моего эгоистичного ума, моих оправданий. Я знаю, что не могу думать как выйти из моей ситуации. Святой Дух, я нуждаюсь в Твоей силе и мудрости. Я оставляю всякую надежду на решение проблемы своим путем. Бог, я творю такие глупые поступки. Я делаю такие ужасные ошибки, вовлекаю себя в такие ужасные дела. Господь, пожалуйста, - очисти все. Я ничего не могу поделать. Только Ты можешь.», потом затихала, успокаивалась. потом снова начинала благодарить Господа за Его милость, за верность Его, за надёжность. снова раскаивалась и просила прощение за все свои грехи, за непокорство, за противление, за непослушание, за пренебрежение Им и Его словом, за слепоту и глухоту, за недостаток ведения, за лень, за безответственность, за глупость, за поспешность, за всякое самовольство, за гордыню, за всякую нечистоту помыслов, чувств и желаний, за всякую скверную мысль, слово. «мне противна нечистота, Господи! Я хочу быть похожей на Тебя! Я хочу больше быть похожей на Тебя! Пожалуйста, преобразуй меня в образ Твой!» - снова плакала, в простоте, с открытым сердцем, лицом, душой. И благодарила Его за то, что Он верный, преданный и надёжный, что я могу быть уверена, что Он никогда меня не оставит, не бросит, не покинет, но всегда пребудет со мной. Для меня страшно, ужасно, остаться без Него.
Было очень сильное Присутствие, меня охватывали с одной стороны трепет и страх, с другой сладость и сильное влечение. Любимый восхитительно ласкал меня. Я сначала не доверяла, долго не поддавалась этому, проверяла, призывала Кровь Иисуса Христа, разрушая проклятье, всё предавала Господу, в руки Его и в Его волю, под Его контроль, просила помощи. но чтобы я ни делала, Присутствие не исчезало, также как и проявления в теле, Его прикосновения и ласки. Попыталась не думать об этом и уснуть, но только я начала чуть-чуть погружаться в дрёму, как супруг усилил ласки и сон сразу же убежал от меня. Я отдалась близости с супругом моим, Господом Саваофом, поверив, что это Он. Это такая сладость! .в 5 часов утра я сладко уснула, прося Любимого разбудить меня в 11 часов и дать выспаться.
Всю ночь сквозь сон ощущала ласки и проявления в теле, часто вибрацию энергии, как бы дрожание.