воскресенье, 29 марта 2009 г.

Два фильма про ученых



"Вход в лабиринт"

СССР, 1989

Создатели: Валерий Кремнев, Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

В ролях: Игорь Костолевский, Микк Микивер, Борис Романов, Юрий Назаров, Наталья Харахорина, Капитолина Ильенко, Борис Бекер, Владимир Трошин, Семен Фарада, Евгений Дворжецкий

Этот фильм я любила в детстве и мечтала пересмотреть. И вот он появился в сети.

Сюжет: некий ученый изобретает "лекарство против страха" и почитает его панацеей от всех бед человечества. Вокруг этого лекарства закручивается детектив. Следователь его расследует. А кумиром этого ученого является Парацельс. И в фильме есть параллельный сюжет про Парацельса.

При повторном пересмотре данный фильм меня разочаровал. Во-первых, уж очень он зануден и монотонен, особенно современная часть сюжета.

Во-вторых, про Парацельса что-то переврали. Показали, что он говорил, что типа "нет никакого царствия небесного". Но это же неправда, он был верующим человеком, и в своих трактатах (я их читала) прямо через слово поминал Господа и что надо на него уповать. И вообще, он показан каким-то супер-революционером, а между тем он, хоть и продвинулся в науке, мыслил вполне так по-средневековому. Лучше бы они рассказали подробнее о его методах лечения, о научных открытиях.

Кроме того, мне эта идея лекарства против страха показалась глупой. В начале фильма сказано, что это - препарат типа транквилизатора. Так, извините, если накачаться транквилизаторами, конечно, страх исчезнет. Но разве это решение проблемы? Зачем такое лекарство нужно? Да и вообще, стоит ли избавляться от страха?

Но глаза актера, горящие фанатичным блеском, мне понравились!

"Блез Паскаль"

Франция, Италия, 1972

Создатели: Роберто Росселлини

В ролях: Пьер Ардити, Рита Форзано, Джузеппе Аддоббати, Кристиан Де Сика, Бруно Каттанео, Марко Бонетти, Тереза Риччи, Кристиан Алиньи

Вот это мне очень понравилось!

Фильм, конечно, не для всех. А для тех, кто:

1. Интересуется естествознанием и философией.

2. Способен смотреть фильм, где герои только ходят и разговаривают. Причем, разговоры надо внимательно слушать, иначе не уловишь сути.

В фильме есть несколько потрясающих сцен.

- Суд над ведьмой. Это стоит посмотреть, даже если весь фильм смотреть не хочется. Столько там драматизма и жизненной правды!

- Спор Паскаля со священником по поводу пустоты. О, это просто нечто! Паскаль проводил опыты с ртутью в трубке (это он открыл способ измерения давления воздуха, который и сейчас используют (ртутный столбик)) и доказывал, что вакуум существует. А священник уверял, что вакуум - это не дух и не материя, следовательно, Бог его создать не мог, следовательно, вакуума не существует. Ну и другие доказательства приводил, с точки зрения средневековых воззрений на строение тел. Мне это чрезвычайно интересно! У них были такие причудливые представления!

Ну а после уже началось практически сплошное богословие. Оказалось, что главная тема фильма - это богоискательство Паскаля. Я читала его биографию, он под конец жизни прекратил заниматься наукой, решив, что нельзя познавать разумом мир. Правда, отвлекся один раз на циклоиду. :)

В общем, благодаря этому фильму я очень заинтересовалась Паскалем и восхитилась им! У него на портретах очень доброе лицо. И актер замечательно изобразил такого тщедушного, еле переставляющего ноги (он очень сильно болел), но могучего разумом человека. Жизненная сила из него постепенно вытекала, а дух все более возвышался - такое остается впечатление.

Также мне очень понравилось, как режиссер воссоздал атмосферу той эпохи (17 век) и особенно - мышление людей. Мировоззрение, по сравнению с нашим веком, у них было буквально как у инопланетян. А очень многие писатели, сниматели фильмов, реконструкторы и другие этого не учитывают. Можно было бы назвать их темными, необразованными, но у меня язык не поворачивается. Мне иногда кажется, что, может быть, в чем-то они правы, а мы - нет.

Н.А.Бердяев О фанатизме, ортодоксии и истине

От редакции:

>

> публикуемая статья не вошла ни в одно из Собраний сочинений Н.А. Бердяева

>

> и печатается в России впервые по изданию: Русские эаписки.1. Париж-Шанхай, 1937.

>

> Тема о фанатизме, связанная с приверженностью к ортодоксальным учениям, очень актуальна. История ритмична, в ней огромную роль играет смена психических реакций. И мы вступаем в ритм, когда преобладает направленность к принудительному единству, к обязательной для всех ортодоксии, к порядку, подавляющему свободу. Это есть реакция против ХIХ века, против его свободолюбия и человечности. Вырабатывается массовая психология нетерпимости и фанатизма. При этом нарушается равновесие и человек допускает себя до маниакальной одержимости. Индивидуальный человек делается жертвой коллективных психозов. Происходит страшное сужение сознания, подавление и вытеснение многих существенных человеческих черт, всей сложности эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. Единство достигается не через полноту, а через все большую и большую ущербленность. Нетерпимость имеет родство с ревностью. Ревность есть психоз, при котором теряется чувство реальностей. Душевная жизнь опрокидывается и фиксируется на одной точке, но та точка, на которой происходит фиксация, совсем не реально воспринимается.

>

> Человек, в котором нетерпимость дошла до каления фанатизма, подобно ревнивцу, всюду видит лишь одно, лишь измену, лишь предательство, лишь нарушение верности единому, он подозрителен и мнителен, всюду открывает заговоры против излюбленной идеи, против предмета своей веры и любви. Человека фанатически нетерпимого, как и ревнивца, очень трудно вернуть к реальностям. Фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни диавола, но он всегда сам преследует, пытает и казнит. Человек, одержимый манией преследования, который чувствует себя окруженным врагами, - очень опасное существо, он всегда делается гонителем, он-то и преследует, а не его преследуют.

>

> Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окруженными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью. Излечение от страха и было бы излечением от фанатизма и нетерпимости. Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога. Фанатизм имеет религиозные истоки, но он легко переходит на сферу национальную и политическую. Национальный или политический фанатик также верит в диавола и его козни, хотя бы религиозная категория диавола была ему совершенно чужда. Против сил диавола всегда создается инквизиция или комитет общественного спасения, всесильная тайная полиция, чека. Эти страшные учреждения всегда создавались страхом диавола. Но диавол всегда оказывался сильнее, он проникал в эти учреждения и руководил ими.

>

> Нет ничего страшнее страха. Духовное излечение от страха нужнее всего человеку. Нетерпимый фанатик совершает насилие, отлучает, сажает в тюрьмы и казнит, но он, в сущности, слабый, а не сильный, он подавлен страхом и сознание его страшно сужено, он меньше верит в Бога, чем терпимый. В известном смысле можно было бы сказать, что фанатическая вера есть слабость веры, безверие. Это вера отрицательная. Архимандрит Фотий эпохи Александра I верил главным образом в диавола и антихриста. Сила Бога представлялась ему ничтожной по сравнению с силой диавола. Инквизиция так же мало верит в силу христианской истины, как гепеу (ГПУ - главное политическое управление - Прим. ред.) мало верит в силу коммунистической истины. Фанатическая нетерпимость есть всегда глубокое неверие в человека, в образ Божий в человеке, неверие в силу истины, т.е., в конце концов, неверие в Бога. Ленин так же не верил в человека и в силу истины, как и Победоносцев: они одной расы. Человек, допустивший себя до одержимости идеей мировой опасности и мирового заговора масонов, евреев, иезуитов, большевиков или оккультного общества убийц, - перестает верить в Божью силу, в силу истины и полагается лишь на собственные насилия, жестокости и убийства. Такой человек есть, в сущности, предмет психопатологии и психоанализа.

>

> Маниакальная идея, внушенная страхом, и есть самая большая опасность. Сейчас фанатизм, пафос общеобязательной ортодоксальной истины обнаруживают себя в фашизме, в коммунизме, в крайних формах религиозного догматизма и традиционализма. Фанатизм всегда делит мир и человечество на две части, на два враждебных лагеря. Это есть военное деление. Фанатизм не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг. Силы враждебные унифицируются, представляются единым врагом. Это совершенно подобно тому, как если бы человек производил деление не на я и множество других я, а на я и не-я, причем не-я представлял себе единым существом. Это страшное упрощение облегчает борьбу.

>

> Для коммунистов есть сейчас только один враг в мире - фашизм. Всякий противник коммунизма тем самым уже фашист. И наоборот. Для фашистов всякий противник фашизма тем самым уже коммунист. При этом количество фашистов и коммунистов в мире непомерно возрастает. Люди из вражды к коммунизму становятся на сторону фашизма и из вражды к фашизму - на сторону коммунизма. Объединение происходит по отношению к диаволу, который есть другая половина мира. Вам предлагают нелепый выбор между фашизмом и коммунизмом. Непонятно, почему я должен выбирать между двумя силами, которые одинаково отрицают достоинство человеческой личности и свободу духа, одинаково практикуют ложь и насилие, как способы борьбы. Ясно, что я должен стать на сторону какой-то третьей силы: так и делает во Франции течение, связанное с "Esprit" и "La Fleche", одинаково враждебное капитализму, фашизму и коммунизму. Фанатическая нетерпимость всегда ставит перед ложным выбором и производит ложное деление. Но интересно, что пафос фанатической нетерпимости в наше время есть результат не страстной веры и убежденности, а искусственного взвинчивания, часто стилизация и есть порождение коллективных внушений и демагогий. Есть, конечно, отдельные коммунисты и фашисты, верующие и убежденные до фанатизма, особенно среди русских коммунистов и немецких наци, менее среди итальянских фашистов, более скептических и подчиненных расчетливой политике. Но у коммунистической и фашистской массы никаких твердых и продуманных верований и убеждений нет. Эта масса стилизуется под фанатизм вследствие внушения и подражания, а часто и интереса.

>

> Современный пафос нетерпимости очень отличается от средневекового; тогда действительно была глубокая вера. Средний человек нашего времени идей не имеет, он имеет инстинкты и аффекты. Нетерпимость его вызвана условиями войны и жаждой порядка. Он знает лишь истину, полезную для организации. Двучленное деление мира, вызванное требованиями войны, имеет свои неотвратимые последствия. Наша эпоха не знает критики и идейного спора и не знает борьбы идей. Она знает лишь обличения, отлучения и кары. Инакомыслящий рассматривается как преступник. С преступником не спорят. В сущности, нет больше идейных врагов, есть лишь враги военные, принадлежащие к враждебным державам. Спор есть терпимость, самый свирепый спорщик - терпимый человек, он допускает сосуществование иных идей, чем его идеи, он думает, что от столкновения идей может лучше раскрыться истина. Но сейчас в мире никакой идейной борьбы не происходит, происходит борьба интересов и кулаков. Коммунисты, фашисты, фанатики "ортодоксального" Православия, Католичества или Протестантизма ни с какими идеями не спорят, они отбрасывают противника в противоположный лагерь, на который наставляются пулеметы.

>

> Пафос ортодоксальной доктрины, которая оказывается полезной для борьбы и для организации, ведет к полной потере интереса к мысли и к идеям, к познанию, к интеллектуальной культуре, и сравнение с средневековьем очень неблагоприятно для нашего времени. Никакого идейного творчества при этом не обнаруживается. В этом отношении наша нетерпимая эпоха поразительно бездарна и убога, в ней творческая мысль замирает, она паразитарно питается предшествующими эпохами. Мыслители наиболее влиятельные в современной Европе, - как Маркс, Ницше, Киркегардт, - принадлежат тому ХIХ веку, против которого сейчас происходит реакция. Единственная область, в которой обнаруживается головокружительное творчество, есть область технических открытий. Мы живем под знаком социальности, и в этой области происходит много положительного, но никаких социальных идей, социальных теорий сейчас не создается, все они принадлежат ХIХ веку. Марксизм, прудонизм, синдикализм, даже расизм, - все порождение мысли ХIХ века. Главное преимущество нынешнего века в том, что он более обращен к реальностям, разоблачает реальности. Но, разоблачая старых идолов, новый век создает новых идолов.

>

> Для фанатика не существует многообразного мира. Это человек, одержимый одним. У него беспощадное и злое отношение ко всему и всем кроме одного. Психологически фанатизм связан с идеей спасения или гибели. Именно эта идея фанатизирует душу. Есть единое, которое спасает, все остальное губит. Поэтому нужно целиком отдаться этому единому и беспощадно истреблять все остальное, весь множественный мир, грозящий погибелью. С гибелью, связанной с множественным миром, связан и аффект страха, который всегда есть в подпочве фанатизма.

>

> Инквизиторы бывали совершенно убеждены, что совершаемые ими жестокости, пытки, сжигания на кострах и прочее есть проявление человеколюбия. Они боролись против гибели за спасение, охраняли души от соблазна ересей, грозивших гибелью. Лучше причинить краткие страдания в земной жизни, чем гибель для многих в вечности. Торквемада был бескорыстный, отрешенный человек, он ничего не желал для себя, он весь отдавался своей идее, своей вере; истязая людей, он служил своему Богу, он все делал исключительно во славу Божью, в нем была даже мягкость, он ни к кому не испытывал злобы и вражды, он был в своем роде "хороший" человек. Я убежден, что таким же "хорошим" человеком, убежденным верующим, бескорыстным, был и Дзержинский, который ведь в молодости был страстно верующим католиком и хотел стать монахом. Это интересная психологическая проблема.

>

> Верующий, бескорыстный, идейный человек может быть изувером, совершать величайшие жестокости. Отдать себя без остатка Богу или идее, заменяющей Бога, минуя человека, превратить человека в средство и орудие для славы Божьей или для реализации идеи - значит, стать фанатиком, изувером и даже извергом. Именно Евангелие открыло людям, что нельзя строить своего отношения к Богу без отношения к человеку. Если фарисеи ставили субботу выше человека и были обличаемы Христом, то и всякий человек, который поставил отвлеченную идею выше человека, исповедует религию субботы, отвергнутую Христом. При этом все равно, будет ли это идея церковной ортодоксии, государственности и национализма или идея революции и социализма.

>

> Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек давно обличенный и осужденный Христом, хотя он этого не замечает. Патологическая ненависть к ереси есть одержимость "идеей", которая поставлена выше человека. Но все ортодоксальные доктрины мира есть ничто по сравнению с последним из людей и его судьбой. Человек есть образ и подобие Божье. Всякая же система идей есть порождение человеческой мысли или безмыслия. Человек не спасается и не гибнет от того, что придерживается какой-либо системы идей. Единственная настоящая ересь есть ересь жизни.

>

> Обличители и гонители ересей как раз и бывали еретиками жизни, еретиками в отношении к живому человеку, к милосердию и любви. Все инквизиторы были еретиками жизни, они были изменниками жизненному догмату о человеке. Кирилл Александрийский был более еретиком жизни, чем обличаемые им еретики. За обличениями еретиков всегда скрыта греховная похоть власти, воля к могуществу.

>

> Патологическая одержимость идеей спасения и гибели, от которой следовало бы лечиться, может быть перенесена и на социальную сферу. Тогда эта паническая идея порождает революционный фанатизм и создает политические инквизиционные учреждения. Нетерпимость и инквизиция оправдываются грозящей социальной гибелью. Так московские процессы коммунистов очень напоминают процессы ведьм. И здесь, и там обвиняемые сознаются в преступных сношениях с диаволом. Человеческая психика мало меняется. В сущности, фанатизм всегда носит социальный характер. Человек не может быть фанатиком, когда он поставлен перед Богом, он делается фанатиком, лишь когда он поставлен перед другими людьми.

>

> Фанатик всегда нуждается во враге, всегда должен кого-либо казнить. Ортодоксальные догматические формулы образованы не по отношению к Богу, а по отношению к другим людям, они образовались потому, что возникли еретические мнения. Фанатизм всегда означает социальное принуждение. Или он может принимать формы самосжигания, - как, например, в крайних течениях русского раскола, но и в этом случае он тоже означает социальное принуждение с обратным знаком. Фанатизм крайней ортодоксии в религии носит сектантский характер. Чувство удовлетворения от принадлежности к кругу избранных есть сектантское чувство. Фанатизм очень накаляет волю и организовывает для борьбы, для причинения мучений и для перенесения мучений. У самого мягкого, кроткого фанатика, сознающего себя человеколюбцем, заботящимся о спасении душ и обществ, есть элемент садизма. Фанатизм всегда связан с явлением мучительства. Идеологически фанатизм всегда есть исступление ортодоксии.

>

> Категория ортодоксии, противополагаемой ереси, применяется сейчас к типам мышления, ничего общего не имеющего с религией, - например, к марксизму; но она религиозного происхождения. Хотя она религиозного происхождения, но все же есть прежде всего явление социальное и означает господство коллектива над личностью. Ортодоксия есть умственная организация коллектива и означает экстерриоризацию сознания и совести. Ортодоксия утверждает себя в противоположности ереси. Еретик есть человек, мыслящий не в согласии с умственной организацией коллектива. Люди, почитающие себя ортодоксальными по преимуществу и обличающие еретиков, т.е. инакомыслящих, любят говорить, что они защищают истину и истину ставят выше свободы. Это есть самое большое заблуждение и самообольщение ортодоксов.

>

> Пафос ортодоксии, питающий фанатизм, ничего общего не имеет с пафосом истины, он как раз ему противоположен. Ортодоксия образуется вокруг темы спасения и гибели, ортодоксы сами испуганы и пугают других. Истина же не знает страха. Именно хранители ортодоксии более всего искажали истину и боялись ее. Хранители религиозной ортодоксии искажали историю. Хранители марксистской или расистской ортодоксии также искажают историю. Эти люди всегда создают злостные легенды о враждебной им силе. Истина подменяется пользой, интересами организованного порядка.

>

> Человек, фанатизированный какой-либо идеей, как единоспасающей, не может искать истины. Искание истины предполагает свободу. Истины нет вне свободы, истина дается лишь свободе. Вне свободы есть лишь польза, а не истина, лишь интересы власти. Фанатик какой-либо ортодоксии ищет власти, а не истины. Истина не дана готовой и не воспринимается пассивно человеком, она есть бесконечное задание. Истина не падает сверху на человека, как какая-то вещь. И откровение истины нельзя понимать наивно-реалистически. Истина есть также путь и жизнь, духовная жизнь человека. Духовная же жизнь есть свобода, и ее нет вне свободы.

>

> Фанатики ортодоксии, в сущности, не знают истины, ибо не знают свободы, не знают духовной жизни. Фанатики ортодоксии думают, что они люди смиренные, ибо послушны истине церковной, и обвиняют других в гордости. Но это страшное заблуждение и самообольщение. Пусть в Церкви заключается полнота истины. Но почему ортодокс воображает, что именно он обладает этой истиной Церкви, именно он ее знает? Почему именно ему дан этот дар окончательного различения церковной истины от ереси, почему именно он оказывается этим избранником? Это есть гордость и самомнение, и нет более гордых и самомнящих людей, чем хранители ортодоксии. Они отождествляют себя с церковной истиной. Существует ортодоксальная церковная истина. Но вот, может быть, ты, фанатик ортодоксии, ее не знаешь, ты знаешь лишь осколки ее вследствие своей ограниченности, сердечной окаменелости, своей нечуткости, своей приверженности форме и закону, отсутствию даровитости и благостности.

>

> Человек, допустивший себя до фанатической одержимости, никогда не предполагает такой возможности о себе. Он, конечно, готов признавать себя грешником, но никогда не признает себя находящимся в заблуждении, в самообмане, в самодовольстве. Поэтому он считает возможным при всей своей грешности пытать и гнать других. Фанатик сознает себя верующим. Но, может быть, вера его не имеет никакого отношения к истине. Истина есть прежде всего выход из себя, фанатик же выйти из себя не может. Он выходит из себя только в злобе против других, но это не есть выход к другим и другому.

>

> Фанатик - эгоцентрик. Вера фанатика, его беззаветная и бескорыстная преданность идее нисколько не помогает ему преодолеть эгоцентризм. Аскеза фанатика (а фанатики часто бывают аскетами) нисколько не побеждает поглощенности собой, нисколько не обращает его к реальностям. Фанатик какой-либо ортодоксии отождествляет свою идею, свою истину с собой. Он и есть эта идея, эта истина. Ортодоксия - это он. В конце концов это всегда оказывается единственным критерием ортодоксии.

>

> Фанатик ортодоксии может быть крайним приверженцем принципа авторитета. Но он всегда незаметно отождествляет авторитет с собою и никакому несогласному с ним авторитету никогда не подчинится. Склонность к авторитету в нашу эпоху носит именно такой характер. Авторитарно настроенная молодежь никаких авторитетов над собой не признает, она себя сознает носительницей авторитета. Ультраправославно настроенная молодежь, которая не любит свободы и обличает ереси, себя почитает носительницей Православия. Это есть пример того, насколько идея авторитета противоречива и несостоятельна. Авторитет на практике никогда не стесняет его фанатических приверженцев, он стесняет других, их противников, и насилует их. В сущности, никто никогда не подчинялся авторитету, если считал его несогласным с его пониманием истины. Исповедание какой-либо крайней ортодоксии, какой-либо тоталитарной системы всегда означает желание принадлежать к кругу избранных, носителей истинного учения. Это льстит гордости и самомнению людей. По сравнению с этим свободолюбие означает скромность.

>

> Очень приятно и лестно почитать себя единственным знающим, что такое истинное Православие или истинный марксизм-ленинизм (психология та же). Робеспьер беззаветно любил республиканскую добродетель, он был самый добродетельный человек в революционной Франции и даже единственный добродетельный. Он отождествил себя с республиканской добродетелью, с идеей революции. Это был законченный тип эгоцентрика. Вот это помешательство на добродетели, это отождествление себя с ней и было в нем самое отвратительное. Порочный Дантон был в тысячу раз лучше и человечнее.

>

> Эгоцентризм фанатика какой-либо идеи, какого-либо учения выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути, он не может установить никакого отношения к миру личностей, к живому, конкретному человеческому миру. Фанатик знает лишь идею, но не знает человека, не знает человека и тогда, когда борется за идею человека. Но он не воспринимает и мира идей иных, чем его собственные, неспособен войти в общение идей. Он обыкновенно ничего не понимает и не может понять; именно эгоцентризм лишает его способности понимания. Он совсем не хочет убедить в истинности чего-либо, он совсем не интересуется истиной. Интерес к истине выводит из замкнутого круга эгоцентризма. Эгоцентризм совсем не то же самое, что эгоизм.

>

> Эгоист в житейском смысле слова все же может выйти из себя, обратить внимание на других людей, заинтересоваться миром чужих идей. Но фанатик-эгоцентрик, бескорыстный, аскетический, беззаветно преданный какой-либо идее, - совсем не может, идея центрирует его на самом себе. Для нашей смутной эпохи характерны не только вспышки фанатизма, но и стилизация фанатизма. Современные люди совсем не так фанатичны и совсем не так привержены ортодоксальным учениям, как это может казаться. Они хотят казаться фанатиками, имитируют фанатизм, произносят слова фанатиков, делают насилующие жесты фанатиков. Но слишком чисто это лишь прикрывает внутреннюю пустоту. Имитация и стилизация фанатизма есть лишь один из способов заполнения пустоты. Это означает также творческое бессилие, неспособность на мысли. Претендующие на знание ортодоксальной истины находятся в состоянии безмыслия. Любовь к мысли, к познанию есть также любовь к критике, к диалогическому развитию, любовь к чужой мысли, а не только к своей.

>

> Фанатической нетерпимости противополагают терпимость. Но терпимость есть сложный феномен. Терпимость может быть результатом безразличия, равнодушия к истине, не различения добра и зла. Это есть теплопрохладная, либеральная терпимость, и не ее нужно противополагать фанатизму. Возможна страстная любовь к свободе и к истине, пламенная приверженность идее, но - при огромном внимании к человеку, к человеческому пути, к человеческому исканию истины. Свобода может быть понята как неотрывная часть самой истины. И не все человек должен терпеть. К современной нетерпимости, фанатизму, к современной ортодоксомании совсем не нужно относиться терпимо, наоборот, нужно относиться нетерпимо. И врагам свободы совсем не нужно давать безграничной свободы. В известном смысле нам нужна диктатура реальной свободы. Современные же диктатуры во всех их формах покоятся на душевном фундаменте, который обнаруживает тяжкое душевное заболевание. Нужен курс духовного лечения.

>

> Публикация А.Н.Богословского

>

> "Человек", 9, 1997 г.

Для отличного зрения

Правильное видение для отличного зрения

В век стремительно развивающихся технологий уберечь свое зрение от вредных факторов и негативного воздействия окружающей среды практически невозможно - мы ежедневно смотрим телевизор и работаем за

компьютером. Постоянная нагрузка дает о себе знать - в лучшем случае глаза имеют уставший вид, в худшем - снижается острота зрения. По статистике, в мире более 300 млн. человек испытывают трудности со зрением, и эта цифра растет  с каждым днем.

Как следствие аналитики констатируют неизменное увеличение количества офтальмологических лекарственных средств и БАД. Особенно стремительно развивается рынок биологически активных добавок, рост наименований которых на мировом рынке ежегодно составляет не менее 7-8%. Особенность рынка

БАД - частое обновление продуктовой линейки. Ежегодно новые, более совершенные препараты вытесняют из продаж предшественников.

Однако по-прежнему более 80% средств, призванных нивелировать интенсивную  нагрузку на зрение, в качестве основного действующего компонента содержат различные производные черники (порошок ягод, экстракт и др.). Именно такие БАД для зрения пользуются наибольшей популярностью у тех, кто хочет помочь своим глазам.

Спешите видеть

Весной 2009 года компания Vision выпускает на рынок новый продукт Safe-to-see, действие которого направлено на укрепление зрения и профилактику глазных заболеваний. Уникальный состав БАД позволяет говорить о серьезных преимуществах перед конкурентами и уже сейчас прогнозировать востребованность продукта на рынке.

Веками европейские знахари использовали чернику для лечения многочисленных недомоганий и болезней. Большой интерес к свойствам черники был проявлен во время Второй мировой войны, когда летчики военно-воздушных сил Великобритании обратили внимание на значительное улучшение зрения в ночных

условиях после потребления черники, которая, действительно способствует повышению адаптации в темноте и улучшению остроты зрения. Последующие исследования подтвердили, что черника является мощным источником антиоксидантом, и это факт объясняет ее замечательные целительные возможности. Черника часто используется при лечении таких заболеваний, как катаракта, куриная слепота, атрофия зрительных нервов.

Полезность черники для зрения связывают с наличием в ней флавоноидов семейства антоцианозидов. Эти биологически активные соединения обладают противовоспалительным действием, укрепляют стенки сосудов,

положительно влияют на репаративные процессы, регулируют биосинтез коллагена, способствуют восстановлению окисленного родопсина и улучшению трофики сетчатки за счет коррекции микроциркуляции и восстановления тканевых механизмов защиты.

Полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3

ПНЖК за свою уникальность и жизненную необходимость называются еще незаменимыми, или эсенциальными жирными кислотами. Человек не может синтезировать ПНЖК и поэтому вынужден получать их из продуктов питания. Однако чрезмерная обработка продуктов разрушает их. БАД - наиболее оптимальный способ доставки ПНЖК в организм человека.

Ценность ПНЖК семества Омега-3:

  • входят в состав всех клеточных мембран;
  • участвуют в синтезе эйкозаноидов - медиаторов клеточного метаболизма;
  • нормализуют деятельность иммунной, нервной и сердечно-сосудистой систем;
  • предотвращают развитие воспалительных реакций, что способствует поддержанию здорового состояния сетчатки глаза;
  • DHA (докозоагексаэновая кислота) является важным компонентом мембран клеток центральной нервной системы, способствует коррекции нарушений структуры клеточных мембран зрительного аппарата, предотвращает развитие ретинопатий (в частности, диабетической).


Бета-каротин

При поступлении в организм легко усваивается и преобразуется в витамин А - важнейший для нормального функционирования органов зрения. Впервые витамин А был выделен в чистом виде именно в сетчатке глаза, вследствие чего и получил название "ретинол" (от латинского retina - "сетчатка глаза"). Без него

глаз плохо приспосабливается к слабому освещению, хуже различает синий и желтый цвета. Кроме того, бета-каротин улучшает ночное зрение.

Лютеин

Этот важнейший антиоксидант семейства каротиноидов отвечает за пигментацию макулы (желтого пятна) - участка сетчатой оболочки глаза, от которого зависит макулярное (центральное) зрение. Установлена четкая прямая зависимость: чем меньше плотность зрительного пигмента, тем выше риск развития возрастной макулярной дегенерации.

Лютеин:

  • выполняет функцию светофильтра, поглощая до 40% коротковолнового синего излучения, предохраняя тем самым пигментный эпителий от светового повреждения;
  • нейтрализует вредное действие свободных радикалов;
  • способствует повышению остроты зрения и улучшению показателей световой чувствительности.


Витамин В2 (рибофлавин)

Свет и особенно ультрафиолетовые лучи разрушают рибофлавин, поэтому его поступление в организм должно быть постоянным

Витамин В2:

  • участвует в обеспечении светового и цветового зрения, необходим для выработки глютатионредуктазы - фермента антиоксидантной системы организма;
  • повышает темновую адаптацию и остроту зрения;
  • необходим для функционирования палочкового аппарата сетчатки;
  • обладает экранирующим действием на глаза, предохраняя слизистые оболочки от раздражающего действия коротковолновых лучей.
Исследования показывают, что витамин В2 также способствует предупреждению развития катаракты.

Витамин Е

Является антиоксидантом и способствует замедлению процессов возрастной макулярной дегенерации (ВМД): прогрессирующее заболевание глаз, которое приводит к снижению остроты зрения за счет поражения центрального отдела сетчатки глаза - макулы.

Селен

Важную роль в защите тканей глаза от окислительного повреждения играют селен, витамин С и Е, каротиноиды. Эффективность этой защиты зависит от количества поступающих в организм антиоксидантов и, к сожалению снижается с возрастом. Дефицит селена может вызвать ослабление защиты зрительного аппарата, и как следствие - ухудшение зрения, образование катаракты, развитие ВМД.

Цинк

Важный компонент различных ферментативных систем организма. В частности, он входит в состав основного антиоксидантного фермента - супероксиддисмутазы. Дефицит цинка в мембранной структуре повышает ее

чувствительность к окислительному повреждению и снижает ее функциональные возможности.

Важная взаимосвязь цинка с витамином А:

  • цинк в качестве кофермента способствует высвобождению витамина А из внутрипеченочного "депо";
  • цинк необходим для трансформации ретинола (собственно витамин А) в ретиналь, необходимый для образования зрительного пигмента сетчатки.
Пониженное содержание цинка в рационе также может привести к развитию возрастной макулярной дегенерации. Регулярное употребление Safe-to-see способствует повышению остроты зрения. Препарат защищает органы зрения от вредного действия свободных радикалов, снижает утомляемость,

связанную с работой на компьютере, а также уменьшает риск развития различных заболеваний органов зрения.

Журнал Планета людей №11-12, 2008г.

лечение

Все ходят по этапам! Этап первый: романтичссскй.

> > Первые недели совместного проживания

характеризуются

повышенной аккуратностью обоих сторон, частым

сексом на кухне, в ванной,

в кровати, на стене, на люстре и бог знает где еще.

Тетка ежедневно бреет ноги

и одевает красивые трусы даже под джинсы, сама

находится в шоке от своих

кулинарных талантов, вся квартира в восковых

подтеках от романтических

свечей. Мущщщина тоже всегда гладко выбрит, носки

аккуратно прячет в

неизвестное место, моет посуду, безропотно выносит

мусор, таскает дорогие

продукты, варит кофе по утрам и приносит его в

постель. НО: реально

паришься по поводу того, как бы незаметно покакать.

Пукать и пахнуть в тубзике

романтической красотке никак невозможно. Не

желающая уплывать какашка

превращается в проблему вселенского масштаба.

> > Этап второй: привыкательный.

> > Первые полгода совместного проживания

характеризуются

постепенным устаканиванием. Туалетная проблема

отпала, красные трусы из

натирающего анус тюля уступили место спортивному

белью, подтеки от

свечей

отскоблены. Секс регулярный, но все чаще

традиционный. Ноги бреются

ежедневно, но можно уже позволить себе шататься по

квартире в старой

растянутой футболке с большой надписью ЖOПА

(подарок друзей на

18-тилетие).

Тетка переходит на традиционное меню, а то и вовсе

на Макдональдс или

крабовые палочки. Мущщина перестает мыть посуду,

но мусор и собака все

еще

за ним. В общем, все хорошо, НО: в этот период

начинаются первые ссоры

про

разбросанную одежду, нанесенную ботинками грязь и

прочую ерунду - чушь,

кэшна, но теткинская натура таких вещей простить

не могет! Тяжелое

время,

выживают сильнейшие!

> > Этап третий: молодосемейный.

Первые полтора-двагода совместного проживания -

это уже

сурьезные отношения. Мамы и папы уже вас поженили,

ждут - не дождутся

когда можно будет позвать родственников с Украины

пожрать салатиков на

вашей

свадьбе. В этот период устанавливаются роли,

распределяются

обязанности! -

кто-то занимается распределением бюджета, кто-то

хозяйственными

проблемами

и т. д. (причем в последнее время я все чаще

встречаю пары, где первым

занимаются тетки, а последним- мущщины, так что

эти роли не

аксиоматичны).

Секс - по желанию, измордованные офисной жизнью

пары все реже находят в

себе силы на этот физкультурный подвиг.Тетка ложится

спать в байковой

ночнушке

в уточках и забивает на ежедневное бритье ног,

мущщина по утрам чешет яйца

и

шастает по квартире в растянутых семейниках.

Пукание в туалете и

непотопляемые говняшки - повод для семейной

ржачки, разбросанная

одежда-повод для пиления,мусор и собака- по

настроению.

> > Этап четвертый: семейный.

Три- пять лет совместного проживания, есть ли

штамп в

паспорте-абсолютно не важно. О, это замечательное

время! Тетка и мущщина

настолько сроднились, что без проблем занимаются

такими замечательными

вещами, как выдавливание прыщей друг у друга на

спине, изучение и

лечение

болячек друг друга, шатание по квартире в небритых

ногах и подмышках,

в тяжелых случаях -в бигуди и грязных халатах.

Бюджет общий, посуду моет

слабый, собака сдохла, мусорное ведро выносится

после продолжительной

психологической обработки. Говорят, на этот период

приходится самый

большой процент разводов - как любая рутина,

семейная жизнь может

надоесть: прыщи на спине запросто могут проиграть красным тюлевым

трусам другой тетки.

Урологический короткий вопрос

Здравствуйте. Мой друг только что приехал в США, еще не купил медицинскую страховку, и сегодня загремел в местную разновидность Скорой Помощи - ER, с почечной коликой, вот только что вернулся домой. Сделали рентген и, судя по его описанию, что-то типа МРТ, причем сначала МРТ. Эту часть повествования я тоже не очень поняла. Но нашли камень в мочеточнике, дали препараты, спустили камень в мочевой пузырь, отпустили друга домой. С собой ему дали специальные фильтры, через которые ему надо теперь мочиться, и смотреть, когда выйдет камень, а камень отнести к урологу на анализ, из чего он, и для назначения профилактического лечения.

Вопрос простой и может показаться вам глупым, но я ответа не знаю. Сколько времени ему мочиться на фильтр и ждать этого камня? Он был в шоке и не спросил, а я из урологии помню что-то про небольшие количества остаточной мочи, которые у мужчин чуть ли не норма. Позвонить ему больше некому, чтоб это выяснить, так как в ER уже другая смена.

Спасибо!