понедельник, 27 июля 2009 г.
Закаливание детей
Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад. Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.
Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).
Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было.
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание"! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С. В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять? Закалять, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:
систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;
постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;
учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.
Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.
Лечение
Написано Дайтека Оригинальное сообщение Рецепты Ванги.
От Дайтека для Посты_для_Цитатника
ОТЕК КОЛЕНА. С рецептом лечения этой болезни связана интересная история. Один экскаваторщик, работая на осушении болота, оцарапал колено какой-то старой железкой. Оно опухло, покраснело, загноилось, и врачи предложили экскаваторщику ампутацию ноги. Однако прежде чем лечь в больницу, он решил посоветоваться с Вангой, и она предложила ему найти ... жабу в том болоте, где он получил травму, содрать с нее кожу и залепить ею воспаленное колено. Совет был исполнен, и истерзанный болью и бессонницей человек успокоился, уснул и проспал почти двое суток. Когда сняли повязку, увидели, что опухоль уменьшилась, а на повязке остался длинный белый гнойный стержень. Рана затянулась буквально в считанные дни. Кому-то это исцеление может показаться необъяснимым, но ученые знают, что в коже жабы содержатся такие вещества, которые могут быть противоядием даже укусу змеи.
ОТЕК ног. В ведре холодной воды растворите пакет каменной соли, в раствор погрузите махровое полотенце, затем слегка отожмите его и приложите к пояснице больного. Процедуру повторите 10 раз. Вскоре после этого начнется обильное мочевыделение, и отеки спадут.
ОТРАВЛЕНИЕ рыбой. Незамедлительно выпейте стакан воды, в котором растворите столовую ложку анисовой водки.
ПАЛЕЦ руки, гноящийся около ногтя. Острый перец очистите от ножки и семечек, наполните крепкой ракией и окуните в него больной палец так, чтобы внутри оставалось немного ракии. После этого палец перевяжите и оставьте повязку до тех пор, пока можно выдерживать боль (желательно продержать повязку в течение ночи). Гной и опухоль быстро исчезнут.
ПИЕЛОНЕФРИТ у детей. Заставляйте детей соблюдать диету: есть кукурузный хлеб, пить отвар кукурузных волосков.
ПЛЕКСИТ. К больному месту приложите шерстяной лоскут, пропитанный смесью мелко истолченного чабреца и яблочного уксуса.
ПЛЕШИВОСТЬ у детей, круговая. Один пучок живучки ползучей варите в течение 10-15 минут в пол-литре виноградной ракии. Несколько раз в день ватным тампоном, смоченным этой смесью, протрите больные места. Примерно через неделю отварите корни клевера и три вечера подряд мойте им голову ребенка.
ПНЕВМОНИЯ. Больного разденьте догола, заверните в простыню, и он должен несколько раз по 20 минут полежать на нагретом песке.
ПОРЕЗЫ. Сделайте настой зверобоя в оливковом масле (не менее 24 часов) и смажьте этим настоем порезанное место. Рана быстро зарастает. Настоем можно пользоваться долгое время, если пузырек со смесью хранить в холодном месте.
ПОЧКИ больные. Гончарную глину залейте яблочным уксусом, тщательно замешайте и намажьте смесью полотно. Вечером компресс положите на поясницу в области почек. В течение недели пейте чай из вареных тыквенных семечек. Из толченого льняного семени (два грамма) и небольшого количества воды сделайте горячие припарки, которые в течение нескольких ночей кладите на область почек. Крупный корень ежевики варите в пяти литрах воды, пока она не испарится наполовину. Настой пейте три раза в день по сто граммов.
ПРОСТАТА, воспаление. Мелко разотрите уголь от сгоревшей липы, заварите его как кофе и пейте семь дней подряд.
ПСОРИАЗ. После тщательного очищения спиртом больные места смажьте соком грыжника.
РАДИКУЛИТ. Старую толченую черепицу смешайте с двумя яичными белками, чайной ложкой толченого чабреца (тимьяна) и рюмкой виноградной ракии. Смесь намажьте на лоскут шерстяной материи и положите на ночь на позвоночник. Держите до тех пор, пока пластырь не отпадет.
РАНЫ заживающие с трудом. Три побега окопника варите в 1 л воды, пока вода наполовину не испарится. Процеженным отваром промойте рану.
РАССЛАБЛЕНИЕ мышц у детей. В стеклянную банку с медом (около 400 граммов) добавьте 20 граммов серы. Полученной смесью намажьте тело ребенка и сделайте массаж. После того, как ребенок трижды пропотеет, переоденьте его, туго запеленайте и уложите спать.
РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ. Все тело намажьте медом и с помощью массажа "вытягивайте" кожу.
РАСТЯЖЕНИЕ МЫШЦЫ на руке. В большой посудине сварите недозрелые ягоды бузины, добавьте одну столовую ложку питьевой соды и непроцеженным отваром, когда он остынет, вымойте руки до плеч.
РАСШИРЕНИЕ ВЕН. Ранним утром, до восхода солнца, в чистых хлопчатобумажных носках походите по росистому лугу. Когда взойдет солнце, и носки хорошо пропитаются росой, не снимайте их - пусть высохнут на ваших ногах. В течение 10 дней накладывайте повязку со свиным легким, порезанным на ломтики. Одну или несколько таких повязок следует держать всю ночь. Зеленые грецкие орехи положите в сосуд и залейте их оливковым маслом; сосуд оставьте на солнце не менее, чем на сорок дней. Больные места смазывайте настоявшейся смесью, пока она не кончится.
РЕВМАТИЗМ. Наряду с рекомендованным врачом лечением, ежедневно употребляйте салат из сельдерея.
РЕВМАТИЗМ невралгический. Перед принятием необходимых солнечных ванн больные конечности смазывайте оружейным маслом.
РВОТА, вызванная приемом жирной пищи. Выпейте сок, выжатый из половинки лимона, в котором растворена половина чайной ложки пищевой соды.
СВИНКА. Оберточную бумагу синего цвета часто проткните иглой и, намазав ее смесью меда, ракии и толченого чабреца (тимьяна), прилепите за ушами. Болезнь проходит за три дня.
СЕРДЕЧНЫЕ БОЛЕЗНИ. Четыре раза в год по четыре дня пейте отвар цветов черноплодного боярышника.
СЕРДЦЕБИЕНИЕ на нервной почве. Натрите на терке 0,5 кг лимонов, перемешайте их с 0,5 кг меда и 20-ю истолченными абрикосовыми косточками. Принимайте утром и вечером натощак по одной столовой ложке.
СИНУСИТ. Свежее коровье масло (размером с кукурузное зерно) каждый вечер закладывайте в нос, чередуя ноздри: первый вечер положите масло в правую, следующий - в левую и т.д. Два-три дня подряд по одному разу в день в обе ноздри закапывайте по 2-3 капли сока тертого клубня цикламена.
СЛАБЫЕ ДЕТИ до 3-х лет. Весной, когда распускаются листья на деревьях, не менее десяти раз искупайте ребенка в отваре листьев грецкого ореха.
СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ больные. Сделайте припарки из толченых цветков календулы (ноготков) и прикрепите к нижней челюсти.
СЫПЬ на теле. Обливайтесь отваром дубовой коры. Мелко истолчите древесину, проточенную червями, порошок отварите в воде, процедите и облейте отваром все тело больного. Взрослые после купания тело смазывают кремом, приготовленным из смеси древесного порошка и чистого свиного жира. Процедуру повторяйте вплоть до выздоровления.
СЫПЬ НА ТЕЛЕ у новорожденных и грудных детей. Один-два раза искупайте ребенка в отваре повилики европейской.
СЫПЬ НА ТЕЛЕ хроническая. Пейте отвар ржи несколько раз в день.
СЫПЬ (крапивница) у детей. Отварите в равных частях крапиву и листья бузины. Остывшим отваром облейте все тело ребенка.
ТЕМПЕРАТУРА высокая, у детей. Облейте больного ребенка отваром кислого винограда. Собранное на горном лугу сено сварите и в его отваре искупайте ребенка.
ТРЕЩИНЫ на руках. Два-три раза подержите руки в прохладном отваре горца шероховатого.
УКУСЫ насекомых. Место укуса натрите листом бузины.
УШИБ давний. К больному месту приложите шкуру свежеободранного кролика или ломтики картофеля. Сварите 0,5 кг зрелой белой фасоли до полной готовности, тщательно разомните и приложите к больному месту. Сверху перевяжите хлопчатобумажной материей и оставьте повязку на всю ночь.
ХИЛЫЕ ДЕТИ. Обливайте их отваром портулака.
ЦИРРОЗ. Женское молоко, смешанное с белой мукой, принимайте утром и вечером натощак по одной столовой ложке.
ЧИРЬИ. Приготовьте маленькую булочку из ржаной муки, молока и свежего масла и приложите ее к больному месту на ночь. Припарка вытягивает гной без остатка. ШПОРА. Головку репчатого лука в самом широком месте разрежьте пополам и в середину каждой половинки капните по капле дегтя. После этого половинки приложите к больному месту.
ШПОРА на пояснице. Лоскут шерстяной материи намочите в яблочном уксусе, посыпьте толченым чабрецом (тимьяном) и приложите к пояснице. Такое же средство рекомендуется при лечении шпоры на руках.
ШПОРЫ на пятках. Нагретый медный таз накройте какой-нибудь тряпкой, чтобы не сжечь кожу, и стойте на нем, пока не остынет.
"ЩЕТИНА" у детей. Эта редкая и опасная болезнь почти не встречается в наше время, но пожилые женщины ее хорошо помнят: на спине ребенка появляются волосы, похожие на щетину. Лечение простое: древесной золой растирайте спину ребенка мокрыми руками, пока не пропадут все волосы. Этим же способом легко очищается "щетина" и на личике.
ЭКЗЕМА. Обливайте больного отваром из букета лесных цветов. Многие разновидности этого заболевания можно вылечить следующим образом: чистые больные участки кожи смазывайте жидкостью, которая в мае образуется в семенах вяза. Вымытые больные места смазывайте тампоном, намоченным в смеси, которая приготовлена из кофейной чашки растительного масла и такой же порции уксуса.
ЭКЗЕМА на руках от моющих препаратов. Каждый день в течение 15-20 минут держите руки в прохладной воде, в которой растворена чайная ложка питьевой соды. Затем руки погрузите в слегка подогретое оливковое масло.
ЭКЗЕМА МОКРАЯ у детей. В духовой печи испеките три грецких ореха в оболочке, пока они не приобретут темно-коричневатый цвет. Остывшими их надо тщательно истолочь, добавить чайную ложку рыбьего жира и неоднократно смазать чистое больное место. ЯЗВА двенадцатиперстной кишки кровоточащая. Белок свежего яйца взбейте с чайной ложкой сахарной пудры и столовой ложкой оливкового масла до кремообразного состояния. Принимайте эту смесь натощак, по одной столовой ложке в течение десяти дней.
ЯИЧНИКИ воспаленные. Лесное сено сварите в подходящем сосуде и больную поместите над паром. Процедуру повторяйте каждый день до прекращения воспаления. Лесное сено можно заменить дроком, залитым оливковым маслом, или свежей капустой, сваренной в молоке. Нестиранную овечью шерсть облейте горячей водой и поместите больную над паром.
источник