Источник: http://www.vsegdda.ru/archives/1278
Нобелевский комитет наградил Херту Мюллер за реалистичное описание репрессивного режима.
Нобелевскую премию по литературе за 2009 год дали немецкоязычной писательнице Херте Мюллер, полжизни прожившей в социалистической Румынии.
В Шведской академии в Стокгольме 8 октября объявили нового Нобелевского лауреата в сфере литературы. Награду получила писательница из Германии Херта Мюллер (по-русски ее имя нередко пишут как Герта Мюллер). Вместе с громким титулом она получит еще и $1,4 млн.
Все прошло очень быстро. Из-за дверей, вокруг которых столпились журналисты, вышел постоянный секретарь Шведской академии Питер Энглунд и объявил лауреата сначала по-шведски - это вызвало бурную реакцию многих присутствующих, - а затем по-английски. Мюллер получила премию как автор, который «богатством поэзии и прямотой прозы описывает состояние обездоленного».
Отвечая на вопросы журналистов, Энглунд отметил, что Мюллер обладает очень «ярким» языком, которым она пишет «яркие» истории, основанные на ее собственном тяжелом опыте жизни при диктатуре. «Это блестящая писательница», - подчеркнул он, добавив, что она была «счастлива» услышать новость о выборе комитета премии.
Сама Херта Мюллер нашла в себе силы лишь передать через своего немецкого издателя, что она «поражена и до сих пор не может в это поверить». «Пока я больше ничего не могу сказать», - цитирует Associated Press ее заявление.
Интрига 2009 года
В 2009 году фаворитом в гонке между литераторами считался 70-летний израильский писатель Амос Оз, проживший около 30 лет в кибуце и активно участвующий в миротворческом движении. Его романы, повести и очерки посвящены современному Израилю и его жителям. Однако, как и в прошлом году, когда его тоже прочили в победители, он уступил претенденту, шансы которого оценивали значительно ниже.
Среди наиболее вероятных победителей также называли 73-летнюю алжирскую писательницу Ассию Джебар и 71-летнюю американскую писательницу Джойс Кэрол Оутс. В списке претендентов был, кстати, и американский музыкант Боб Дилан.
В 2008 году Нобелевским лауреатом по литературе стал французский писатель Жан-Мари Густав Леклезио.
Режимная молодость
Херта Мюллер родилась в 1953 году в немецкой общине Нитцкидорф - одной из тех, что образовались в Румынии после того, как в нее вошли части распавшейся Австро-Венгрии в начале XX века. В 1950-е эти общины жили изолированно от румынской части в том, что касалось языка и инфраструктуры, однако государственная идеология насаждалась там с не меньшей силой. Чтобы общаться за пределами родного села, Мюллер выучила румынский и до сих пор на нем говорит.
Ее родители были фермерами. Отец во время войны служил в частях CC, а мать после войны провела пять лет в трудовом лагере на территории Советского союза - в 1945 году туда депортировали многих немецких румын. В 2009 году вышла книга Мюллер «Все свое ношу с собой» (Atemschaukel), посвященная как раз этой депортации на территорию современной Украины (она писала ее вместе с одним из депортированных, немецким поэтом Оскаром Пастиором, пока тот не умер в 2006 году).
Возвращаясь к дням ее молодости:- в 1973 году Херта отправилась в университет города Тимишоара, где изучала немецкий язык, немецкую и румынскую литературу. С 1976 по 1979 год она работала переводчиком на машиностроительной фабрике - переводила инструкции к разным техническим аппаратам, которые ввозили из ГДР. Там же на работе она начала писать. Когда Мюллер отказалась сотрудничать с румынским аналогом КГБ, ее уволили и после регулярно допрашивали.
1970-е и 80-е годы были очень тяжелыми для населения Румынии. Николае Чаушеску, возглавивший страну в 1965 году и устроивший короткую «оттепель», инициировал в 1970-х создание культа своей личности, в стране активно действовал Департамент государственной безопасности. Из-за неверной экономической политики в стране образовался огромный дефицит - невозможно было купить основные продукты, использование электричества жестко ограничивалось.
Начало творчество и бегство
Херта Мюллер после увольнения работала в детском саду и давала частные уроки немецкого языка. В 1982 году в Румынии вышла ее первая книга на немецком, со значительными сокращениями. Это был сборник коротких рассказов под названием «Низменность» (Niederungen).
В 1984 году ей удалось опубликовать его полную версию в Германии. Тогда же в Румынии вышла ее книга рассказов «Тираническое танго». Оба сборника посвящены жизни в маленькой немецкоязычной деревне и сопровождающим ее коррупции, нетерпимости и репрессиям. Национальная пресса раскритиковала «Тираническое танго» от имени режима, и ей было запрещено публиковаться.
К концу 1980-х терпение населения Румынии кончилось, в стране произошла революция, и Чаушеску расстреляли. Однако Херта Мюллер этого не дождалась. В 1987 году она уехала в Германию с мужем и осталась там как политическая беженка.
Признание
В Германии Мюллер стала известным и уважаемым писателем. Она выпускала книгу за книгой, практически каждый год, и с такой же частотой, начиная еще с середины 1980-х, ей давали литературные награды. В целом ряде своих работ - «Даже тогда лиса была охотником» (1992), «Сердечное животное» (1994), «Сегодня я бы не хотела встретиться с собой» (1997) - писательница крайне реалистично описывает обычную жизнь в закоснелом режимном государстве. Как ни странно, выходит, что именно тяжелая молодость писательницы обеспечила ей в дальнейшем мировой успех.
Херту Мюллер регулярно приглашают читать лекции в университетах Германии, США, Швейцарии и других стран. Ее книги переведены на два десятка языков. Кстати, на язык страны, где ей дали Нобелевскую премию, - шведский - переведены все ее книги, и Мюллер часто ездит туда встречаться с читателями.
В 1995 году Мюллер стала членом Немецкой академии языка и поэзии, основанной еще в 1949 году по аналогии с Французской академией. На ее счету 19 книг, ряд эссе, более 20 литературных наград. Правда, ни одна из них по значению не может даже чуть-чуть сравниться с Нобелевской премией.
При этом писательница не забывает о своем прошлом не только в книгах, но и в жизни. В 1997 году она вышла их немецкого отделения ПЕН-клуба, международного объединения литераторов, так как оно объединилось с бывшим отделением ГДР. В 2008 году Мюллер направила открытое письмо президенту Румынского культурного института, в котором осудила поддержку институтом летней школы, где работают два бывших информатора спецслужб.
Внутренние противоречия
За несколько дней до того, как объявить нового лауреата Нобелевской премии по литературе, постоянный секретарь Шведской академии Питер Энглунд сделал замечание, прямо противоположное тому, за которое уволили в прошлом году его предшественника Хораса Энгдаля. Тогда Энгдаль заявил, что писатели из США «слишком чувствительны к тенденциям в их массовой культуре» и что они «по-настоящему не участвуют в большом диалоге литературы». Энглунд «ответил» ему год спустя, что, на его взгляд, члены комитета при выборе лауреата не уделяют должного внимания американским писателям и грешат «евроцентризмом». Действительно, из последних 11 наград, 9 досталось европейцам.
Самая противоречивая «нобелевка»
Нобелевскую премию по литературе в разное время получали великие писатели, поэты и драматурги: Эрнест Хемингуэй, Борис Пастернак, Габриэль Гарсия Маркес, Сэмюэль Беккет, Жан-Поль Сартр и даже бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1953 г.).
Три требования, которым должен удовлетворять кандидат: он должен быть живым, а также «создать в области литературы самую выдающуюся работу, направленную к совершенству» и тем самым «принести самую большую пользу человечеству», как завещал Альфред Нобель.
Впрочем, многих, кто удовлетворял этим требованиям, обошли вниманием по разным причинам. Например, умерли, так и не получив Нобелевскую премию, Марсель Пруст и Джеймс Джойс. Хорхе Луис Борхес остался без премии, как говорят, из-за своей публичной симпатии к чилийскому диктатору Аугусто Пиночету, а Лев Толстой - из-за призыва отречься от цивилизации в пользу аскетичной жизни.
Среди лауреатов на сегодняшний день есть пять граждан или выходцев из Советского Союза: Иван Бунин (1933 год, с пометкой «без гражданства»), Борис Пастернак (1958 год, отказался от премии, ее вручили в 1987 году его сыну), Михаил Шолохов (1965 год, от СССР), Александр Солженицын (1970 год, от СССР), Иосиф Бродский (1987 год, от СССР и США).
В современной России пока, очевидно, не нашлось достойных претендентов на Нобелевскую премию в этой категории. Либо не выдвинули, либо не отобрали.
Вообще, кандидатов на премию выдвигают либо сами лауреаты по литературе, либо профессора истории, литературы и языкознания из университетов, либо члены Шведской академии и аналогичных организаций, либо председатели национальных авторских союзов. Из номинаций составляется лонг-лист, который поэтапно сокращается до одного имени.
Литературная «нобелевка» считается самой противоречивой по выбору лауреатов. Дело в том, что, в отличие от других категорий, положительное влияние на человечество в литературе оценить труднее, чем, скажем, в медицине, экономике или миротворческой деятельности. Поэтому выбор комитета зачастую вызывает оживленные дебаты. Посмотрим, как оценит художественная общественность награждение Херты Мюллер.
четверг, 8 октября 2009 г.
Нобелевскую премию по литературе за 2009 год дали немецкоязычной писательнице ...
невротические игры
Мы все играем в игры. Хороо бы сознательно...
Как часто мы кричим, что нам не нравится происходящее - и не осознаем, что сами его создаем, повторяем, переигрываем.... самое странное - получаем удовольствие....
Есть игры классические. например "жена алкоголика". Женщина все время находит себе алкоголиков (на нормальных мужиков просто не обращает внимание". "Проигрыш" в игре - все недостатки жизни\встречаний с алкоголиком. "Выигрыш" - сочувствие окружающих, возможность чувствовать себя оскорбленной жертвой и при случае говорить "все они, козлы, такие, уж я-то точно знаю". Кроме этого - возможность не следить за собой (а зачем?). Кстати, это же есть и в игре "загнанная домохозяйка".
Но это все - примеры из книжек. А есть и наблюденное в жизни.
Например, "умирающий лебедь". Игроки принципиально тне заботятся о себе и восхищаются прекрасностью других, активно за них переживая. Можно, например, не есть весь день под видом "мне не хочется" (вы знаете, что принцессы не едят и не какают?). Или не спать всю ночь, читая какую-то ужасно прекрасную книгу. А потоим падать в обмороки - другие игроки восхищаются "Ах, она так прекрасна и так нежна! Надо ее проведать. Правда, я из-за этого не успею поспать и поесть - но это не важно, лучше буду падать в обмороки, но ее не брошу". Проигрыш: убивание собсвенного организма. Выигрыш: признание всеми вашей прекрасности и необыкновенности. Плюс за надуманный проблемами и спровоцированными обмороками можно сбежать от настоящих проблем.
"Интеллегент-дисседент". Ах, я такой талантливый и интеллектуальный, но меня никто не понимает... а я тут поэто, непризнаный гений и ваще... налей вина, Гертруда. Проигрыш: сложности с социаоизацией, возможно - алкаголизм. Выигрыш - восхищение друзей ну и раздувание собственного я от осознания собственной невъебенности.
"Циник". Меня интересуют только деньги. Все мужики все равно сволочи, бабы дуры и стервы, любви нет, все гондоны и только я воздушный шарик, а вот возьму и начну вас всех использовать в собственных интересах. Проигрыш: отсутствие глубоких отношений с другими и вообще счастья в жизни. Вигрыш: меня не любят, но и не обидят. А мне не страшно теперь, вот вам всем!
И так можно продолжать до бесконечности.
Самое обидное, что собственных игр - не видно. Даже если ткнут в них носом и разжуют в подробностях - наша психика хорошо умеет защищатся. Все играют, и только я один правда в такие обстоятельства попал!
Хотя мне иногда безумно интересно, в какие игры играю я. Что проигрываю, что - выигрываю...
Как часто мы кричим, что нам не нравится происходящее - и не осознаем, что сами его создаем, повторяем, переигрываем.... самое странное - получаем удовольствие....
Есть игры классические. например "жена алкоголика". Женщина все время находит себе алкоголиков (на нормальных мужиков просто не обращает внимание". "Проигрыш" в игре - все недостатки жизни\встречаний с алкоголиком. "Выигрыш" - сочувствие окружающих, возможность чувствовать себя оскорбленной жертвой и при случае говорить "все они, козлы, такие, уж я-то точно знаю". Кроме этого - возможность не следить за собой (а зачем?). Кстати, это же есть и в игре "загнанная домохозяйка".
Но это все - примеры из книжек. А есть и наблюденное в жизни.
Например, "умирающий лебедь". Игроки принципиально тне заботятся о себе и восхищаются прекрасностью других, активно за них переживая. Можно, например, не есть весь день под видом "мне не хочется" (вы знаете, что принцессы не едят и не какают?). Или не спать всю ночь, читая какую-то ужасно прекрасную книгу. А потоим падать в обмороки - другие игроки восхищаются "Ах, она так прекрасна и так нежна! Надо ее проведать. Правда, я из-за этого не успею поспать и поесть - но это не важно, лучше буду падать в обмороки, но ее не брошу". Проигрыш: убивание собсвенного организма. Выигрыш: признание всеми вашей прекрасности и необыкновенности. Плюс за надуманный проблемами и спровоцированными обмороками можно сбежать от настоящих проблем.
"Интеллегент-дисседент". Ах, я такой талантливый и интеллектуальный, но меня никто не понимает... а я тут поэто, непризнаный гений и ваще... налей вина, Гертруда. Проигрыш: сложности с социаоизацией, возможно - алкаголизм. Выигрыш - восхищение друзей ну и раздувание собственного я от осознания собственной невъебенности.
"Циник". Меня интересуют только деньги. Все мужики все равно сволочи, бабы дуры и стервы, любви нет, все гондоны и только я воздушный шарик, а вот возьму и начну вас всех использовать в собственных интересах. Проигрыш: отсутствие глубоких отношений с другими и вообще счастья в жизни. Вигрыш: меня не любят, но и не обидят. А мне не страшно теперь, вот вам всем!
И так можно продолжать до бесконечности.
Самое обидное, что собственных игр - не видно. Даже если ткнут в них носом и разжуют в подробностях - наша психика хорошо умеет защищатся. Все играют, и только я один правда в такие обстоятельства попал!
Хотя мне иногда безумно интересно, в какие игры играю я. Что проигрываю, что - выигрываю...
Все божьи дети могут танцевать
Все божьи дети могут танцевать
Харуки Мураками
В Кусиро поселился НЛО
Для меня на протяжении половины рассказа не было разницы между именем Комура и названием Кусиро. Как я в начале решила, что в этом самом Комуре поселилось НЛО, так я и думала до тех пор, пока он не уехал в Кусиро. Все-таки японские имена-названия я очень плохо запоминаю. Что касается самого произведения, мне кажется, при верном подходе можно было бы сделать довольно интересное и страшнее кино.
Пейзаж с утюгом
Как-то не понравились прямые противопоставления - боится замерзнуть в холодильнике (дома его нет) и разжигает костры.
Все божьи дети могут танцевать
Эта история мне очень понравилась, такое чувство, что я сама стояла на питчерской горке вместе с Ёсия.
Таиланд
Очень часто читая Мураками, представляешь героев совсем не японцами, здесь это ощущалось еще сильнее обычного.
Дружище Квак спасает Токио
Для меня очень странно и одновременно приятно, что Мураками наделяет своих героев любовью к русским писателям. Мне как и Катагири захотелось прочесть «Белые ночи» Достоевского, к своему стыду даже не знала, что у него есть такое произведение.
Медовый пирог
Почему-то если в названии есть слово «медовый», мое отношение заведомо мягче, так для меня Медовый переулок - островок тепла, хоть и нет в нем ничего особенного, вот и этот рассказ показался мне очень уютным и родным.
Харуки Мураками
В Кусиро поселился НЛО
Для меня на протяжении половины рассказа не было разницы между именем Комура и названием Кусиро. Как я в начале решила, что в этом самом Комуре поселилось НЛО, так я и думала до тех пор, пока он не уехал в Кусиро. Все-таки японские имена-названия я очень плохо запоминаю. Что касается самого произведения, мне кажется, при верном подходе можно было бы сделать довольно интересное и страшнее кино.
Пейзаж с утюгом
Как-то не понравились прямые противопоставления - боится замерзнуть в холодильнике (дома его нет) и разжигает костры.
Все божьи дети могут танцевать
Эта история мне очень понравилась, такое чувство, что я сама стояла на питчерской горке вместе с Ёсия.
Таиланд
Очень часто читая Мураками, представляешь героев совсем не японцами, здесь это ощущалось еще сильнее обычного.
Дружище Квак спасает Токио
Для меня очень странно и одновременно приятно, что Мураками наделяет своих героев любовью к русским писателям. Мне как и Катагири захотелось прочесть «Белые ночи» Достоевского, к своему стыду даже не знала, что у него есть такое произведение.
Медовый пирог
Почему-то если в названии есть слово «медовый», мое отношение заведомо мягче, так для меня Медовый переулок - островок тепла, хоть и нет в нем ничего особенного, вот и этот рассказ показался мне очень уютным и родным.
Не выходит из головы...
Очень люблю эту книгу. Особенно эти строки из разговора с Лисом.
"И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста... приручи меня!"
"- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... "
"- но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил"
http://lib.ru/EKZUPERY/mprinc.txt
"И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста... приручи меня!"
"- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... "
"- но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил"
http://lib.ru/EKZUPERY/mprinc.txt
Да вот купила себе новую книгу Паланика.
- Как дела?
- Да вот купила себе новую книгу Паланика. Ну я тебе про него рассказывала. Очень люблю его.
- И о чем книга?
- эээ...ну...ээ...Мам, ну она не очень приличная. такая...тебе бы не понравилась. Много пошлости и грязи.
- И тебе нравится? Оль, лучше б ты классику читала.
Я могу много говорить об "антисказках" Паланика. Да. я люблю его книги. Ему нужны группы поддержки, чтобы ощущаь себя счастливым. Мне его книги. Читаю и понимаю, что это великое счастье, что я достаточно нормальна, чтобы не стать героиней его книги. На ночь погружаешься в странный мир и на утро по-другому смотришь на мир окружающий.
Эта книга о порнодиве. "Снафф" мне понравился больше, чем "Рэнт: биография Бастера Кейси". в "Рэнте" все слишком фантастично. а "Снафф" в лучших традициях.
- Да вот купила себе новую книгу Паланика. Ну я тебе про него рассказывала. Очень люблю его.
- И о чем книга?
- эээ...ну...ээ...Мам, ну она не очень приличная. такая...тебе бы не понравилась. Много пошлости и грязи.
- И тебе нравится? Оль, лучше б ты классику читала.
Я могу много говорить об "антисказках" Паланика. Да. я люблю его книги. Ему нужны группы поддержки, чтобы ощущаь себя счастливым. Мне его книги. Читаю и понимаю, что это великое счастье, что я достаточно нормальна, чтобы не стать героиней его книги. На ночь погружаешься в странный мир и на утро по-другому смотришь на мир окружающий.
Эта книга о порнодиве. "Снафф" мне понравился больше, чем "Рэнт: биография Бастера Кейси". в "Рэнте" все слишком фантастично. а "Снафф" в лучших традициях.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)