суббота, 20 марта 2010 г.

Аниме и манга

  Одно из моих пристрастий - это аниме и манга. Кое-что об аниме и манге я бы хотела рассказать и вам.
  Что такое аниме и манга?
  Самое простое определение выглядит так:
  • Манга - это японские комиксы.
  • Аниме - это японская анимация.
 
  Почему же для понятий "японская анимация" и "японские комиксы" существуют специальные термины? Потому что нет в мире другой страны, в культуре которой комиксы и анимация играли бы столь большую роль. В самом деле, создатели наиболее популярных японских комиксов - национальные знаменитости и долларовые миллионеры. Манга составляет около 30% всей печатнойпродукции страны и читается независимо от возраста и пола.
  Положение аниме несколько более скромно, но также завидно. Актеры озвучания, именуемые сэйю, пользуются уважением наравне с киноактерами, а лучшие анимационные фильмы обгоняют по кассовым сборам не только национальное кино, но и голливудские хиты! Немудрено, что фильм Миядзаки Хаяо "Унесенные призраками" на международных фестивалях соревновался наравне с "обычным" кино и получил множество наград - например, Золотого Медведя Берлинского фестиваля.   
МАНГА
  "Истории в картинках" известны в Японии с самого начала ее культурной истории. Даже в курганах-кофунах
(гробницах древних правителей) археологи находят рисунки, по концепции и структуре напоминающие комиксы. Распространению "историй в картинках" всегда способствовали сложность и неоднозначность японской письменности. Даже сейчас японские дети могут читать взрослые книги и газеты только после
окончания начальной школы (в 12 лет!). Практически сразу после появления японской прозы появились и ее иллюстрированные пересказы, в которых текста было немного, а основную роль играли иллюстрации.
  Первым японским комиксом считаются "Веселые картинки из жизни животных" (Choujuugiga), созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую (другое имя - Тоба, годы жизни - 1053-1140). Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных тушью
картинок с подписями. Картинки повествовали о животных, изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав. Сейчас эти свитки считаются священной реликвией и хранятся в монастыре, в котором жил подвижник Какую.
  За почти тысячу лет своей истории "истории в картинках" по-разному выглядели и назывались. Слово "манга" (буквально - "странные (или веселые) картинки, гротески") придумал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году, и, хотя сам художник использовал его для серии гравюр, термин закрепился для обозначения комиксов.
 
  Огромное влияние на развитие манги оказала европейская карикатура и американские комиксы, ставшие известными в Японии во второй половине XIX века. Первая половина XX века - время поиска места комиксов в
системе японской культуры нового времени. Большую роль здесь сыграло милитаристское правительство, использовавшее массовую культуру для воздействия на население. Военные финансировали "правильную" мангу (она даже ненадолго стала выходить в цвете) и запрещали комиксы с политической критикой, заставляя бывших карикатуристов осваивать приключенческие и фантастические сюжеты. Так, идея "гигантского робота" впервые появилась в реваншистской манге 1943 года, в которой такой робот громил ненавистные США.
  Наконец, в послевоенный период великий Тэдзука Осаму своими работами совершил настоящую революцию в мире манги и, вместе с учениками и последователями, сделал мангу основным направлением массовой культуры.
  Манга практически всегда черно-белая, в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации. Большая часть манги - это сериалы "с продолжением", печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных или ежемесячных журналах. Обычный объем порции сериала в еженедельном журнале - 15-20 страниц. Популярную у читателей мангу переиздают в виде отдельных томов - танкобонов. Существуют, разумеется, и короткие манга-рассказы, и манга, сразу изданная в виде танкобонов.
  Журналов, печатающих мангу, в Японии множество. Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию, скажем, на младших подростков-мальчиков, интересующихся фантастикой, или на старших
подростков-девочек, интересующих балетом. Наиболее сильны различия между женскими и мужскими журналами. Диапазон аудиторий таких журналов варьируется от малышей (для них печатается манга без подписей) до мужчин и женщин среднего возраста. Уже есть эксперименты и в области манги для пожилых. Конечно, такое разнообразие аудиторий породило целое множество стилей и жанров: от символизма до фотореализма и от сказок до философских произведений и школьных учебников.
  Создатель манги называется "мангака". Обычно один человек (часто - с помощниками-подмастерьями) и рисует комикс, и пишет тексты, но встречается и групповое творчество. Тем не менее, над одной мангой обычно более трех-четырех человек не работает. Художественная цельность от этого повышается, а личные доходы - растут. ^_^
  Помимо профессиональной манги, существует и любительская - "додзинси". Многие мангаки начинали как создатели додзинси ("додзинсика"). В крупных городах существуют специальные рынки, на которых додзинсики торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих работ.
АНИМЕ
  Иногда говорят, что слово "аниме" - французское. Это не так. "Аниме" - сокращение от английского "animation" (анимейшн). При происхождении из французского было бы "анима" - от "анимасьон". Термин "аниме" закрепился только в середине 1970-х, до этого говорили "манга-эйга" ("кино-комиксы").
  Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910-х, а первые аниме появились в 1917 году. Довольно долго аниме находилось на задворках кино, однако и здесь благотворную роль сыграли милитаристы, поддерживавшие любое "правильное" искусство. Так, два первых больших аниме-фильма вышли в 1943 и в 1945 годах соответственно и были художественной пропагандой, прославлявшей мощь японской армии.
 
  Как и в случае с мангой, решающую роль в истории аниме сыграл Тэдзука Осаму, который предложил отказаться от бессмысленного соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея и перейти к созданию ТВ-сериалов, превосходящих американские не по качеству изображения, а по привлекательности для японской аудитории.
  Основная часть аниме - ТВ-сериалы и сериалы, созданные для продажи на видео (OAV-сериалы). Однако есть и множество ТВ-фильмов и полнометражных аниме. С точки зрения разнообразия стилей, жанров и аудиторий манга существенно превосходит аниме, однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку. С другой стороны, многие аниме - экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а поддерживают в коммерческом отношении друг друга. Тем не менее, большая часть аниме - детское и подростковое, хотя встречается и аниме для молодых людей. Аудиторию средних лет завоевывает "семейное аниме", которое дети смотрят вместе с родителями.
  Сериальность диктует свои законы - создатели аниме не очень склонны к техническим экспериментам, зато уделяют много внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей и разработке сюжета. Как правило, дизайнеры в аниме важнее аниматоров.
  Созданием аниме занимаются аниме-студии, обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от различных спонсоров (ТВ-каналы, корпорации по выпуску игрушек, манга-издательства). Обычно такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, а потому
студии часто бывает присущ определенный "студийный стиль", который
задают ведущие дизайнеры.

Школа!

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ -- война и мир.УЧЕБНЫЙ ГОД -- хождение по мукам.УРОК ФИЗИКИ -- 45 минут на бочке с порохом.ДНЕВНИК -- книга жалоб и предложений.ОТВЕТ У ДОСКИ -- прямой репортаж с петлёй на шее.БУФЕТЧИЦА -- сорока-воровка.КОНТРОЛЬНАЯ -- не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.В РАЗДЕВАЛКЕ -- бородинская битва.СТОЛОВАЯ -- много хочешь - мало получишь.УЧЕНИЦЫ НА УРОКЕ -- спящие красавицы.УЧЕНИКИ НА УРОКЕ -- всадники без головы.ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА -- тайна 2ух океанов.ПРИХОД УЧИТЕЛЯ -- встать, суд идёт.УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ -- Али-Баба и 40 разбойников.УЧИТЕЛЬ ПЕНИЯ -- псих на воле.СОЧИНЕНИЕ -- записки сумасшедшего.ОБЩИЙ ПОБЕГ С УРОКА -- никто не хотел умирать.СПИСЫВАНИЕ -- дай бог скорости.ТОЧКА В ЖУРНАЛЕ -- что несёт день грядущий...ЗВОНОК НА УРОК -- гром гремит кусты трясутся.ЗВОНОК С УРОКА -- любимая мелодия.КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА -- убойный отдел.КАНИКУЛЫ -- долгожданная свобода.КЛАСС -- семейка Адамс.КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -- дрессировщик.ЛИНЕЙКА В НАЧАЛЕ ГОДА -- черный день.ЛОДЫРЬ -- герой нашего времени.МАМА ПОСЛЕ СОБРАНИЯ -- Терминатор 2.ОТЕЦ ПОСЛЕ СОБРАНИЯ -- Фантомас разбушевался.ПАРТА СО "ШПОРАМИ" -- сундук с золотом.ПЕДСОВЕТ -- много шума из ничего.ПЕРВОКЛАССНИКИ -- головастики.ПЕРЕМЕНА -- всемирная война.ПОДСКАЗКА -- пятый элемент.ПОСЛЕДНЯЯ ПАРТА -- дом отдыха.ПРОГУЛЬЩИКИ -- их знали только в лицо.РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ -- невиноватая я.СТОЛ УЧИТЕЛЯ -- пульт управления.СРЫВ УРОКА -- да здравствует революция.ТЕТРАДЬ ОТЛИЧНИКА -- толковый словарь.ТУАЛЕТ -- шпаргалкохранилище.УЧЕНИК СО ШПАРГАЛКОЙ -- человек с ружьем.УЧЕНИК БЕЗ ШПАРГАЛКИ -- всадник без головы.УЧИТЕЛЬ -- крепкий орешек.УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ -- говорящий глобус.УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ -- "как это было".УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ -- я не "хакер".УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ -- кенгуру.УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ -- ходячая формула.УЧИТЕЛЬ ХИМИИ -- летчик испытатель.ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР -- беговая дорожка.ШПАРГАЛКА -- служба спасения.ПОЖАР В ШКОЛЕ -- гори, гори ясно что б не погасла)

Опасное молчание

Принято считать, что мужчины страдают от того, что не говорят о своих чувствах, а у женщин с этим проблем нет. Однако психолог Дана Кроули Джек (Dana Crowley Jack) в свое время описала женщин, которым свойственна такая черта как «самозаглушение» (self-silencing). Эта особенность поведения связана не с желанием продемонстрировать сдержанность, а с привычкой ставить потребности других людей выше своих собственных, и соответственно, не привлекать внимания к своим, «не таким уж важным» чувствам.
В первую очередь, Джек считает самозаглушение одной из причин депрессий, а также возможным объяснением того факта, что среди женщин депрессия встречается до трех раз чаще, чем среди мужчин. Двадцать одно исследование из тринадцати стран показало, что практика самозаглушения в близких отношениях играет важную роль в развитии депрессии. При этом депрессию предсказывали специфические паттерны мыслей о том, как можно добиться максимальной близости в отношениях (схема самозаглушения). Согласно исследованиям Джек и ее коллег связь между самозаглушением и симптомами депрессии прослеживается в самых разных культурах. При этом практики самозаглушения непосредственно связаны с нормами маскулинности и феминности, то есть, с гендерным неравенством в целом.
После публикации книги Джек другие исследователи установили, что самозаглушение женщин тесно связано не только с депрессиями, но и с синдромом раздраженного кишечника, невротическими пищевыми расстройствами, сердечными заболеваниями и даже с более медленным выздоровлением от рака. Одно исследование, например, показало, что женщины, которые заглушали себя во время ссор с мужем в четыре раза чаще умирали в течение ближайших 10 лет, чем те женщины, которые говорили то, что думают. При этом для мужчин такой связи не обнаружилось.
В исследовании принимали участие 3 500 человек. При этом удовлетворение браком и само количество ссор между супругами не были связаны с риском развития сердечных заболеваний. Тем не менее, если для мужчин отказ говорить о своих чувствах во время ссоры был просто безвредным решением сохранить мир, то для женщин самозаглушение имело серьезные последствия.
Джек подчеркивает, что «мы все иногда» решаем промолчать во время супружеской ссоры, но «нас беспокоят люди, которые впадают при этом в крайности».
Определить собственную склонность к самозаглушению можно по четырем утверждениям, которые взяты из опросника Джек. Нужно спросить себя, в какой степени вы согласны со следующим:
1. Я не говорю о своих чувствах в интимных отношениях, когда я знаю, что это приведет к разногласиям.
2. Если ты заботишься о ком-то, то потребности этого человека важнее для тебя, чем твои собственные.
3. Часто я снаружи кажусь счастливой/счастливым, хотя внутри я испытываю гнев и негодование.
4. Я часто чувствую, что несу ответственность за чувства других людей.
Однозначное согласие с хотя бы тремя такими утверждениями говорит о возможной склонности к самозаглушению. По словам Джек: «Вы не можете поддерживать настоящие отношения, если вы не говорите о том, что вы чувствуете. Многие женщины так и не научились тому, как это делается».