воскресенье, 29 марта 2009 г.

Два фильма про ученых



"Вход в лабиринт"

СССР, 1989

Создатели: Валерий Кремнев, Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

В ролях: Игорь Костолевский, Микк Микивер, Борис Романов, Юрий Назаров, Наталья Харахорина, Капитолина Ильенко, Борис Бекер, Владимир Трошин, Семен Фарада, Евгений Дворжецкий

Этот фильм я любила в детстве и мечтала пересмотреть. И вот он появился в сети.

Сюжет: некий ученый изобретает "лекарство против страха" и почитает его панацеей от всех бед человечества. Вокруг этого лекарства закручивается детектив. Следователь его расследует. А кумиром этого ученого является Парацельс. И в фильме есть параллельный сюжет про Парацельса.

При повторном пересмотре данный фильм меня разочаровал. Во-первых, уж очень он зануден и монотонен, особенно современная часть сюжета.

Во-вторых, про Парацельса что-то переврали. Показали, что он говорил, что типа "нет никакого царствия небесного". Но это же неправда, он был верующим человеком, и в своих трактатах (я их читала) прямо через слово поминал Господа и что надо на него уповать. И вообще, он показан каким-то супер-революционером, а между тем он, хоть и продвинулся в науке, мыслил вполне так по-средневековому. Лучше бы они рассказали подробнее о его методах лечения, о научных открытиях.

Кроме того, мне эта идея лекарства против страха показалась глупой. В начале фильма сказано, что это - препарат типа транквилизатора. Так, извините, если накачаться транквилизаторами, конечно, страх исчезнет. Но разве это решение проблемы? Зачем такое лекарство нужно? Да и вообще, стоит ли избавляться от страха?

Но глаза актера, горящие фанатичным блеском, мне понравились!

"Блез Паскаль"

Франция, Италия, 1972

Создатели: Роберто Росселлини

В ролях: Пьер Ардити, Рита Форзано, Джузеппе Аддоббати, Кристиан Де Сика, Бруно Каттанео, Марко Бонетти, Тереза Риччи, Кристиан Алиньи

Вот это мне очень понравилось!

Фильм, конечно, не для всех. А для тех, кто:

1. Интересуется естествознанием и философией.

2. Способен смотреть фильм, где герои только ходят и разговаривают. Причем, разговоры надо внимательно слушать, иначе не уловишь сути.

В фильме есть несколько потрясающих сцен.

- Суд над ведьмой. Это стоит посмотреть, даже если весь фильм смотреть не хочется. Столько там драматизма и жизненной правды!

- Спор Паскаля со священником по поводу пустоты. О, это просто нечто! Паскаль проводил опыты с ртутью в трубке (это он открыл способ измерения давления воздуха, который и сейчас используют (ртутный столбик)) и доказывал, что вакуум существует. А священник уверял, что вакуум - это не дух и не материя, следовательно, Бог его создать не мог, следовательно, вакуума не существует. Ну и другие доказательства приводил, с точки зрения средневековых воззрений на строение тел. Мне это чрезвычайно интересно! У них были такие причудливые представления!

Ну а после уже началось практически сплошное богословие. Оказалось, что главная тема фильма - это богоискательство Паскаля. Я читала его биографию, он под конец жизни прекратил заниматься наукой, решив, что нельзя познавать разумом мир. Правда, отвлекся один раз на циклоиду. :)

В общем, благодаря этому фильму я очень заинтересовалась Паскалем и восхитилась им! У него на портретах очень доброе лицо. И актер замечательно изобразил такого тщедушного, еле переставляющего ноги (он очень сильно болел), но могучего разумом человека. Жизненная сила из него постепенно вытекала, а дух все более возвышался - такое остается впечатление.

Также мне очень понравилось, как режиссер воссоздал атмосферу той эпохи (17 век) и особенно - мышление людей. Мировоззрение, по сравнению с нашим веком, у них было буквально как у инопланетян. А очень многие писатели, сниматели фильмов, реконструкторы и другие этого не учитывают. Можно было бы назвать их темными, необразованными, но у меня язык не поворачивается. Мне иногда кажется, что, может быть, в чем-то они правы, а мы - нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий