Леди_Ви спросила меня как-то, а почему мы не обозреваем произведения лауреатов хотя бы «Дебюта» и я подумала тоже - почему? У нее случайно оказалась рядом «Хирургическое вмешательство» О.Онойко и вот пожалуйста, обозреем и его. Мне в комментариях к предыдущему посту написали, что это не самое сильное произведение писателей, из чего следует, автор профессионален и этот опыт в литературе у нее отнюдь не первый. Для меня же это ее первая прочитанная книга, и удовольствие получила многослойное(хотела написать «двойное», ан фигу, побольше, побольше) и смешанное.
С одной стороны, это классическая учрежденческая книга сплетен, которую, захлебываясь и в забвении времени и места поведает любой пучеглазый от причастности местный болтун. С героями, чудаками, юродивыми, «правдой», заросшей вымыслами и домыслами от времени как недвижная запруда тиной. С другой стороны, вполне себе ироническое похмыкивание над давним, подколодным и безнадежным спором теории и практики в науке. Или чувственно-интуитивного, которое, как оказалось скорее дескриптивно, чем аналитично, и именно этот описательный подход дал возможность сохранить метазнания в эпоху их полного отрицания. С третьей стороны, нет избитой насмешки над не менее затасканным типажом чудаковатого ученого, неприспособленным к действительности ни социально, ни психологически. И который только и живет тем, чтобы интеграл посчитать. С четвертой стороны, вмешательство потустороннего в жизнь радость приносит совсем не всем подряд, очень опосредованно и крайне ограниченного радиуса действия.
Как было человечество таким как есть, так оно и осталось.
И все-таки многовековый спор теории и практики разрешен в пользу теории.
Она, знаете ли, совершенно не суха. Интуиция и практика помогают отследить тенденции и вслушавшись, избежать тупиков и недоброго решения сложных проблем.
А вот теория, строгий научный расчет спасительны там, где интуитивные пути тускнеют и заводят в тупики мифологические во всех смыслах этого слова.
Впрочем, ирония в том, что речь идет о метанауке и первобытном протокульте Матьземли и Неботца (ну и слова, брр!) как основе проникновения в области, где человек действует как часть природы и природа через его специфические возможности являет нам себя.
Не думаю, что правомерны аналогии с трилогией о НИИЧАВО. В основном это сатира и футурология «с насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».
У Онойко есть и эта насмешка, но она совсем неглавная, да и всякая социальность у нее, как и все повествование, с чуть насмешливой снисходительностью.
(Вот буду ветку морозить за аналогии с «Белыми одеждами», «Зубром» и Стругацкими. Такая я стервь, а тем более что Онойко явно не соревнует никаких чугунных лавров.)
Никогда ни над чем я так не хохотала, как над «Райской машиной» М.Успенского.
Смешно и больно. Так бывает, когда отходит бесчувствие после заморозки на зубной хирургии.
Что адская машина? Взорвалась и решила все проблемы взорвавшихся, вернее, остаточность ситуации делегировала живым.
А вот райская, она посильнее будет
Началось с неконтролируемого пустяка («ну-ка, кто из вас зачат постом?») Привело к полной деконструкции смыслов, всеобщей информационной запутанности, с которой герой сталкивается в остранении, после многолетней изоляции от большого мира.
Любопытно, что нашарить осмысление, восстановить ход событий и цепь размышлений оказывается способен именно он, историк, помнящий «всякое ненужное» типа количества римских холмов, семерых против Фив и пантеона пророков сикхизма.
Но вы знаете, ни волшебство, ни ум, ни правда, ни деловитость, ни знания НАФИГ никому там не нужны. Даже если ты Мерлин.
Никому не помогла и его деконструкция мифа о Химэе.
Опыт пребывания в социальных миражах ХХ-начала ХХ1 веков не дает веры в Химэй даже самым незатейливым созданиям.
Но и ничего другого не дает. Просто ничего, кроме каши в голове и стремления к полуосмысленному сопротивлению.
И аналитическое умение распутать пряжу абсурда тоже.
Скорее, это идет в минус индивиду, чем плюс.
При эдакой-то полужизни. От армии спасаются в скитах, причем с легкость меняя парадигмы и даже не задумываясь. Можно прислать малопонятный для местных воинский контингент в малопонятную и недружелюбную во всех отношениях страну. Толковый и рачительный предприниматель отбивается от абсурда как партизан, периодически спускаясь на базу в тайге и прикрывая совсем уж немощных, пока есть возможность. Высококвалифицированные инженеры живут со своими подопечными в диких слободах, бомбят на дряхлых машинах и научились стрелять сквозь стены. Банки закабаляют крепостных.
Общая война шире, чем акция по ликвидацию негодных и неугодных.
Это борьба с ясностью, в том числе и мышления. Возведение дармовщины в абсурда в закон. Борьба дустом с любым, кто просто осмелится возражать и найти конец пряжи.
А легче это проделать с молодым, запутанным и сравнительно беспроблемным, чем с тем, кто имеет опыт и острее ощущает бытие в силу личных особенностей.
Химэй по ряду признаков смерть и по насаждаемой рекламе ничего хорошего в принципе.
Но уж - не лучше, а легче - вглядываться, хоть и не ведая о том, в выдумку немецких безумцев, потомков «бури и натиска», чем в деградирующую действительность и в безвестие. И пребывать под суточными бомбардировками абсурда, путающего людей и готовящих под рабов для новой элиты.
Под конец совсем уж становится душно и выход в астрал оказывается вполне себе выходом.
Не оставаться же в смеси первобытных суеверий и псевдонаучной охмуриловки типа паспортов вполне на флэшках, но под идиотским именем «чвелей».
Написала последнюю фразу и поняла, что со стихами Василевского мне пока нужно притормозить.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий