четверг, 21 января 2010 г.

Про арбузы и хрящики. Про детектив и фэнтези

Вот уже страниц десять на форуме Эксмо ведётся захватывающая дискуссия на тему, что вкусней - арбуз или свиной хрящик.

Точнее, что писать проще: детектив или фэнтези?

Вопрос, на мой взгляд, может провоцировать только флейм. Что вкуснее - шоколад или халва? А, простите, какой именно шоколад - швейцарский, бельгийский или плитка за пятнадцать рублей? А хлва - подсолнечная или арахисовая? Тут даже один человек может растеряться. Например, я хороший швейцарский шоколад люблю больше полугорькой халвы производства соседнего городка с маленькой кондитерской фабрикой. А украинскую подсолнечную халву или, скажем, арахисовую, люблю больше шоколада из ценового диапазона 20 - 30 рэ.

Так же и с детективами и фэнтези. Какие именно детективы и какую именно фэнтези вы имеете в виду? Ведь один автор может писать разные типы детективов и разные типы фэнтезийных произведений, по крайней мере, иметь такой опыт.

Вопрос глупый и провокационный. Лучше него может быть только "что легче писать - рассказ или роман?", но такой вопрос уже был где-то на форуме.

А ведь ещё очень многое зависит просто от характера человека. Например, в споре что проще - писать репортаж с места событий или авторскую колонку, я скажу - конечно репортаж, потому что я не репортёр и эту работу ненавижу. А значительная часть, если не большинство моих коллег по изданию скажут - авторскую колонку, потому что это ж из головы что-то нужно выдумать, поразмышлять и завернуть в стильную форму.

Хотя нередко бывает и наоборот - люди стараются приджать значимость именно тому, что умеют делать лучше всего Например, человек, который не умеет писать репортажи, говорит - фе, это же так просто - приехать и написать что видишь! А его коллега, который не умеет писать авторские колонки, пфыкает - подумаешь, сесть и за час от балды чего-то написать!

(Интересно, что чаще всего так и бывает ).

А ещё, споря о том, что писать сложнее - как-то забывается о том, что есть помимо сюжета и антуража (который в идеале играет на этот сюжет, на идею и/или создаёт атмосферу, а не просто пришпилен в качестве декораций очередной эпической битвы бобра с козлом) ещё и стилистика, и композиция, и психологическая глубина произведения... И что иной раз над стилистикой работаешь так, что зубы ломит - и разница, когда тридцать раз переписываешь одну строчку, детективная она или фэнтезийная? Есть ведь вещи, которые как стихи льются, и всё - переписывать не надо. А есть сложные, неподатливые куски. У одного и того же автора - что-то идёт сложней, что-то легче.

А есть ведь ещё стилизации! и особенности речи десятка героев! а работа над чёткостью и уравновешенностью композиции? а необычные, сложные варианты композиции? а сведение нескольких разновременных линий с флэшбеками так, чтобы ничего не потерялось, и читатель не запутался?

Как можно сказать гарантированно - это в детективе есть, а в фэнтези нет? да у одного автора разные произведения требуют разной работы. Одно окажется трудным в стилистическом плане, другое потребовало множества часов работы над композицией, третье - над фактами, а четвёртое просто потребовало часов и ночей осмысления каких-то этических проблем...

И вот ей-богу, не понимаю, как можно всё это сравнивать. Разве что писать всегда в одной стилистике и по одному шаблону. Бесконечными циклами: тут у нас десять книг герои мочатся на мечах, тут на молотках, тут на секирах, а тут - гляди ж ты, разнообразие! - на файерволах и заклинаниях...

.

Предлагаю поспорить также, что лучше - земля в подмосковье или вилла в Дубае. Согласна на любой из вариантов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий