четверг, 17 сентября 2009 г.

Вот тут mc_leesnick сокрушается, что люди не следят за современной литературой,

Два поста во френд-ленте подстегнули написать.

В обоих споры и рассуждения о современном литературном процессе.

Вот тут mc_leesnick сокрушается, что люди не следят за современной литературой, мало читают, и в числе любимых книг называют в основном классику из школьной программы.

Я тоже, спроси у меня, назвала бы Пастернака, Толстого, Фаулза, и уж совсем бы не задумалась о современных авторах (ну разве что припомнила огромное впечатление от «Пластилина» 10-летней давности, и еще пары пьес). Потому что классика отлежалась, и остались нам произведения мощные и глубокие. А современная литература, по крайней мере у меня в голове, зачастую во что-то одно сливается. Я ее столько перечитала пять лет назад, а ничего толком вспомнить и не могу.

И вот почти что на эту тему второй пост :

a_gonch пишет, что для него «Пластилин» Сигарева, герои Германики (и документальный фильм «Девочки» и игровой «Все умрут, а я останусь») и «Изображая жертву» (Пресняковы + Серебренников), и «Россия 88», и «Санькя» Прилепина, и Пулинович «Я победила» - схожи по эстетике и кажется, что вот, мол, одна компания, которая говорит на одном языке. И что же эти герои - девочки и мальчики - еще одно потерянное поколение?

(следуя этой логике? я бы еще пьесу самого Гончугова «Бывшая» сюда отнесла;

а еще одну из моих любимых пьес - «Кислород», где Санек зарубил лопатой жену в огороде

ну и много еще можно набрать)

Меня такое обобщение возмутило.

Что может быть общего у девочек Германики, которые родились в середине девяностых во вполне обеспеченной Москве, у которых ветер в голове и гормоны в крови, с Сигаревским Максимом, который в 90-е выживал в богом забытом грязном провинциальном городке, где вокруг ничего прекрасного, а прекрасное у героя внутри. И как Сигарев сам говорил "я верю, что такие люди есть, потому что если бы их не было, если бы мы одни, свиньи, остались, то очень быстро бы вымерли".

Если сравнивать - и время разное, и судьба героев разная, и социальная среда, и мотивы поведения... А меня все равно убеждают - нет, много общего.

Спорили до хрипоты (если это слово применимо к ЖЖ-дискуссии), стали уже обсуждать понятие «эстетика» (представляете, в какие дебри мы залезли?)..

И вдруг осенило.

Что общее надо не у героев искать, а у авторов. То есть говорить о поколении АВТОРОВ, а не героев. И о том, что Германика, которой 25, Сигарев, которому 32 и братья Пресняковы, которым 40 и 35, выводят похожих героев, для которых, грубо говоря, выхода нет, по крайней мере, в том пространстве, в котором они существуют в произведениях. И кто-то стремиться вырваться оттуда, кто-то нет, но выход зачастую лишь переход в другое пространство - смерть.

Пожалуй, самое главное отличие в том, каким образом и ради чего герои стремятся (или не стремятся) этот выход найти. А уж пространство у нас все одно.

О чем это говорит? О том, что ничего вокруг за последние пятнадцать лет не поменялось.

И честно говоря, уже тошно от этого. И в очередной раз, когда я вижу пассивных героев, нюхающих клей детей, потерявших цель 30-летних, молодых людей, которые всю свою энергию направляют лишь на разрушение ради него же самого, а не каких-то благородных целей, хочется всю эту современную литературу (а то и кино) выбросить и пойти почитать Толстого.

( Прилепин, кстати, недавно о имморальном мире писал. Вот тут )

Впрочем, в силу того, что я не писатель, на читках бываю редко, дискутирую еще реже и предпочитаю тихо посидеть с книжкой/распечаткой и со своими мыслями на лавочке под деревом, литературные герои меня меньше задевают, нежели экранные. Потому что на кинофестивали все равно ездить приходится, фильмы, которые смотришь, не выбираешь, а смотришь их, как правило, целиком, и вот тут-то это наше родное пространство грязных дворов, неполноценных людей и неясных перспектив обрушивается во всей красе.

Тут, понятно, я не о всех без исключения фильмах говорю, а о подавляющем большинстве, и преимущественно документальных.

Именно поэтому я для себя сразу определила, что мои герои - те, которые с руками, ногами, головой, а главное - с душой и сердцем.

Но странная вещь. Как только появляются подобные герои, они как-то очень быстро заминаются. Вроде и нет их.

Еще раз напомню о небольшой, но хорошей картине "Доктор", реж. Жанна Синельник.

(вот здесь можно посмотреть

Мне лично таких геров на экране очень не хватает. И мне не нужно сейчас никакого нового киноязыка, дайте на нормальных людей посмотреть!

Но где этот фильм можно увидеть, кроме интернета? Почему я не вижу его на фестивалях?

Почему на фестивалях я вижу героев все с одними и теми же лицами?...

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий