За один присест прочитала сразу два романа Коэльо - “Алхимик” и “11 минут”, но речь преимущественно пойдет о последнем. И поверьте, вовсе не потому, что он повествует о жизни проститутки: любой мало-мальски талантливый и не очень писатель, по-моему, ставит себе за правило написать хоть что-нибудь о сложной судьбе этих дам.
На мой взгляд, главная героиня является не самой важной частью этой книги. Дело в том, что весь упор сделан на развитие одной из вечных тем - нашей любви, постоянном ее поиске, а, следовательно, стремлении к счастью. Сразу возникает вопрос: “Как же написать о любви, так, чтоб это действительно выглядело убедительно?” А для этого нужно, чтобы главный герой/героини знали (желательно) все об этом предмете. Если речь идет о современности, то, пожалуй, единственным потенциальным действующим лицом является, как ни странно, проститутка. С одной стороны, довольно типичный поворот в сюжете, с другой стороны, есть простор для фантазии.
Девушка Мария становится на путь так называемого “легкого зарабатывания” денег. При этом она не собирается зазря прожигать свою жизнь, нет, она оказывается довольно рациональным и рассудительным человеком. Вместо того, чтобы просто получать причитающиеся деньги за услуги, она с нечеловеческим рвением начинает еще более трудный путь самообразования (как хорошо, что библиотеки никто - пока - не отменил!).
В итоге главная героиня становится чуть ли не эталоном для подражания. Подкована в вопросах человеческий отношений, умна, красива. Занимается проституцией не по велению сердца, а в надежде заработать на животноводческую ферму для своих родителей (слезы наворачиваются от такой жертвенности).
Для Запада еще одной положительной чертой является амбициозность, непоколебимость Марии (вот почему стремление быть лучше всех и, следовательно, зарабатывать больше всех). Все это на фоне явных пробелов в образовании, невежественности, желаний среднестатистической девушки из бедной семьи (денег побольше, мужа побогаче).
А теперь небольшое отступление. Судьба у Марии прямо-таки безоблачна. Ни разу не избили, не изнасиловали, не отобрали кровных денег (ну мы же знаем, что быть так не может). И что ни случись - все к лучшему, просто-таки глобальный оптимизм.
Полагаю, все эти “сказки” не случайны. Коэльо предпочитает жанр притчи (в особенности для “Алхимика”), где все детали являются проводниками для понимания главной идеи, поэтому обвинять писателя в отсутствии реализма или неправдоподобности было бы неуместно. Понятно, что в нашей стране Мария (по-нашему Маша) вряд ли бы читала книжки и стремилась быть первой, а скорее бы перерезала вены. В том-то и дело, что притча символична, она отражает мифологическое восприятие действительности, знаковость любого события.
Этим же, на мой взгляд, можно объяснить и простой синтаксис произведений, некоторую скудность словарного запаса Коэльо и повышенную частотность глаголов (подошел, сказал, сделал), в том числе и почти полное отсутствие развернутых описаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий