понедельник, 22 июня 2009 г.

сибкоммуна



Сибкоммуна - богом забытая деревушка, которую обходят стороной дожди. это моя крошечная родина, где я проводила каждое лето начиная с 2х лет. 3 года назад неизвестный пчеловод жег костер неподалеку от нашего дома, был сильный ветер, и всё сгорело. после звонка соседей папа туда не поехал. 3 года участок стоял, и мы не знали, что на нем делается. вчера я съездила и узнала.

это Тимур, мы с ним вместе поехали. он стоит на берегу котлована, из которого пили деревенские коровы. котлована больше нет, один клевер и камыш. и коров, как оказалось, теперь в деревне почти никто не держит. я стояла, еще не увидев дома, и представляла себе обуглившиеся столбы, ржавую сетку от кроватей, мятые кастрюли, валяющиеся по двору.

это - одна из двух уцелевших яблонь. это была моя любимая. она стояла в огороде. те 10 яблонь, что были в саду, совершенно сгорели, стоят сухие стволы.

а это груша. она или не плодоносила, или давала совершенно невкусные плоды. дедушка посадил её просто потому что любил садить. она тоже выжила.

тут стоял наш дом. на самом деле не осталось ничего. ну просто вообще. дырки там, где был подпол, кирпичи от фундамента и трава. (где торчит крыша - это соседский дом) единственный признак жилья - пластмассовая воронка.

еще уцелел кусочек забора рядом с сиреневым кустом. еще смородина и жимолость. кислая.

странно, но совершенно нет чувства потери или горя. как будто сгорел не мой дом, а какой-то другой дом из кинофильма. как будто стемнеет, и, нагулявшись по деревне, мы вернёмся обратно, зайдем в ворота, на крыльцо, на кухню босиком по крашеному деревянному полу, помоем руки и согреем молока. а в окно будут стучатся бабочки и мошкара. на подоконнике будет валяться всякая всячина и огромная засушенная стрекоза. всю ночь будет реветь холодильник.

отошли от деревни и устроили привал в траве. там всюду еще незрелая земляника и чабрец. и комары.

если бы не они, это был бы рай на земле. впрочем, это и так рай. местами остросоциальный.

этот зверь стоял здесь всегда. он гудит.

а примерно так выглядят больше половины домов

на самом отшибе стоит такое полуразвалившееся сооружение - ток. в детстве я думала, это что-то связанное с электричеством (родители запрещали туда ходить). а Тимур объяснил, что в таких штуках хранили зерно.

как только мы туда зашли - набежали облака и постепенно затянули всё небо

мы подумали что это идеальные условия для выставки большеформатной живописи или инсталляций. да это сама по себе инсталляция

под ногами тоже было очень красиво. асфальт и шифер вступают в борьбу с мхом и прочей органикой. и проигрывают

Тимур залез покурить на столбик. я тоже лазила на соседний

оттуда я привезла пакет чабреца. сегодня повезу бабушке. она наверняка будет ругаться, что я не зашла во всем соседям и не передала привет.

еще я хотела бы описать вам дом, каким я его помню. это уже скорее для себя, можете не читать если утомительно

он ярко-зеленого тёплого травяного цвета с сине-белыми ставнями. два входа - главное крыльцо и маленькие дверцы со стёклами, которые ведут на веранду. веранда большая остекленная, там стол, за которым дед сидел, курил, читал и пил водку с соседом дядей Колей. на столах разложены помидоры, грибы или травяные веники, которые сушила бабушка.

в сенях, куда можно зайти с веранды или с главного крыльца - куча старой обуви, галош, резиновых сапог. большая фляга с водой, на ней железная кружка. на гвоздях висят куртки и фуфайки. и одна милицейская фуражка. справа дверь в кладовку. там куча хлама. мёдогонка, старинная позолоченная рама, которая всем нравилась, но никто не знал куда её деть. пчеловодные маски, халаты. из сеней дверь в дом.

прямо - длинный коридор (в нём опять вешалки с фуфайками, их было бесконечное множество). налево - кухня: газовый баллон, бак с водой и краном, старая плита с нерабочей духовкой, буфет который был наверное у всех, стол на нём 3 слоя клеенки и куча банок, таблеток, сломанные часы, холодильник на котором тоже склад, табуретки кирпичного цвета, которые прищимляют пальцы, и печка, от которой отходят железные трубы. они идут ко всем комнатам.

напротив кухни - дверь в мою комнату. там желтый шкаф с зеркалом, стол, банка с тарантулом, бумага и книги, которые задали читать в школе на лето. двухэтажная кровать, в которую уже ни я ни брат не влезаем. и кровать с сеткой провисшей до ужаса. внизу - погреб.

дальше по коридору - зал, в нём длинные плетеные половики-дорожки, два дивана, на одном из них спал дедушка и храпел очень громко. под спину подкладывал какие-то колючки, якобы для лечения (ну как можно на них спать?). старый комод, в ящиках которого пахло лекарствами и было много чело интересного. например, бабушкин маникюрный набор. большое зеркало с тумбой, внутри утюг, которым никогда не пользовались. стол с клеенкой. тумба с черно-белым телевизором, по которому мы вечерами смотрели санта-барбару. в самой тумбе много детских книг, альбомов, раскрасок, фломастеров, всё это валяется вперемешку. и большая кровать двоюродного брата Миши с сеткой и красивыми шишечками. покрытая желтым блестящим покрывалом. я ему ужасно завидовала, что он спит на таком царском месте.

Справа из зала проход в маленькую комнатку, там обычная городская кровать, шифонер с кучей тряпок и швейная машинка. там жили родители двоюродного брата, тетя Алла и дядя Саша.

и конечно чердак. там висели рыболовецкие сети, валялись старые газеты, стояла настоящая прялка, которую я обожала крутить. и недоделанные каким-то прикладником резные наличники на ставни. и странной формы большие бутылки, потом только я узнала что они для домашнего вина

там есть еще гараж, сарай, баня, курятник, колодец.... но мне уже пора бежать. да и кому это кроме меня интересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий