четверг, 5 марта 2009 г.

... как другие пациентки, находящиеся на стационарном лечении по различным причинам ...

"Колыбель для Кошки")))Anastasia Milovanova 23 января 2009 в 13:23Господи, вот вам жизнь! Да разве ее хоть чуточку поймешь? А вы и не старайтесь,- сказал Касл.- Просто сделайте вид, что вы все понимаете. Курт Воннегут "Колыбель для кошки" 

 

  Франко-алжирский писатель Альберт Камю, получивший нобелевскую премию в 1957 году, написал: "Нет более философского вопроса, чем вопрос о том, стоит ли жить или нет". Камю умер в автомобильной катастрофе. Годы его жизни? 1913- 1960гг. Давайте подумаем сегодня о жизни.   Меня зовут Настя. Я родилась недалеко от Черного моря, два последних года я живу и работаю в Киеве в Американской Энергетической Компании. Я могу рассказать Вам, дорогой читатель, еще много фактов из моей жизни. Но даже, не смотря на это, я продолжу задавать себе вопрос о том, кто же я? Позвольте и мне задать Вам вопрос: "Кто же Вы?"   О реальности Второй Мировой Войны мы знаем из рассказов бабушек и дедушек, о том, что они пережили. С детства я знала много историй, которые ярко запечатлелись в моей памяти. Особенно ярким примером была соседка бабушка Гаша, старая, одинокая женщина. Каждый день она ходила пешком два километра в одну сторону и обратно на хладокомбинат за дешевой мороженой килькой или хамсой, которую покупала своей кошке, и черствый дешевый хлеб для себя и соседей-стариков.     Меня поражала стойкость духа этой женщины, ее радость и любовь к жизни, она умела шутить, она была словно ребенок. Бедная, старая вдова, с одной грудью (вторую удалили еще давно из-за раковой опухоли), часто ходила в лес за дровами. Она почти не слышала, но зато все в округе слышали, как пела она, и ее молодое сердце. Очевидным было то, что она знала истинный смысл жизни. Когда ей было 17 лет, она еще юным ребенком попала в Германию как пленная фашистской армии. Два года она проработала в Мюнхене, увидев и пережив многое. Когда мне было 17 лет, я слышала рассказ Гаши о событиях ее молодости. В 19 лет я получила степень бакалавра филологии и через пару месяцев поехала в Мюнхен. Мне предстояло практиковать немецкий язык и жить в немецкой среде. Частые звонки домой почти разоряли меня, но очень хотелось услышать голос родных и друзей. Бабушка Гаша была частым гостем в нашем доме, поэтому мама иногда давала ей трубку. Гаша всегда начинала наш диалог так: " Hallo M ü nchen und ... Stra ß e ". Через несколько месяцев я услышала в телефонную трубку о том, что Гаша пропала. Через неделю ее нашли в морге. Одним утром по дороге на хладокомбинат ее сбила машина, водитель залил ей водки, имитируя ее пьянство и неадекватность на проезжей части дороги. Все соседи знали Гашу много лет, она никогда не пила, даже на похоронах своих уходящих подруг она не поминала их спиртным. Я понимала, что вернувшись домой, никогда больше не увижу Гашу, никогда не расскажу ей о том, что я лично пережила, что видела, какие мои впечатления в знакомом ей городе. Той же весной 2006 я отправилась в лагерь Дахау, чтобы взглянуть на историческую эпоху, застывшую в стенах музея. Фашистский террор, жертвами которого стали миллионы невинных, является одним из самых ужасных злодеяний в истории человечества. Я увидела следы "индустрии смерти". Американский писатель, сатирик, Курт Воннегут после бомбардировок порта Перл Харбор призывается добровольцем в ряды вооруженных сил Соединенных Штатов Америки и участвует во Второй мировой войне. В 1944 году оказывается в плену во время Арденнской контрнаступательной операции немецких войск. Воннегут описывает Дрезден как прекраснейший город, который он когда-либо видел. Он работает на заводе по производству патоки. Здесь не было военной промышленности, лишь сигаретные и кларнетные фабрики, больницы. 13-14 февраля 1945 Воннегут оказался в числе выживших после бомбардировки Дрездена. Их спасением оказался мясной амбар под землей. Свои переживания он отобразил в произведении "Колыбель для кошки",(1963г.). Воннегут придумал остров Сан Лоренцо, миф о прогрессе, "фата-моргана", мираж возникновения всевозможных идей или "-измов", которые приобретают характер религий. Сан Лоренцо базировался на трех китах: наука, технология и экономическое развитие. И все, казалось бы, предвещало один успех, процветание и благосостояния. Но увы, люди, запутавшиеся в плюрализме, забыли о самом главном: кто они. Парадоксальная мысль звучит о необходимости лгать о реальной жизни, и еще более печальная - невозможность солгать о ней:   Важничает карлик. Он выше всех людей. Не мешает малый рост Величию идей."     На пороге двадцатого века человечество ожидало лучшую эпоху в истории мировых цивилизаций, временем прогресса и процветания. Мировоззрения того времени предвещали общество, где нет невежества, варварства и эгоизма, все болезни излечены, нет недугов и бедности, нет материальных и социальных нужд, нет необходимости в войне. Счастье и свобода - "Колыбель для кошки"! - какая замысловатая картина.      " - Привет,- сказал я,- мне нравится ваша картина. - А вы видите, что на ней? - Мне кажется, каждый видит ее по-своему. - Это же кошкина колыбель. - Ага,- сказал я,- здорово. Царапины - это веревочка. Правильно? - Это одна из самых древних игр - заплетать веревочку. Даже эскимосам она известна. - Да что вы! - Чуть ли не сто тысяч лет взрослые вертят под носом у своих детей такой переплет из веревочки. - Угу. Ньют все еще лежал, свернувшись в кресле. Он расставил руки, словно держа между пальцами сплетенную из веревочки "кошкину колыбель". - Не удивительно, что ребята растут психами. Ведь такая "кошкина колыбель"- просто переплетенные иксы на чьих-то руках. А малыши смотрят, смотрят, смотрят..."     Современную науку можно назвать блудным сыном. Воннегут говорит нам об "отце" атомной бомбы, т.е. о нынешнем "отце" современной науки. Неслучайно он обрамляет слово "отец" в кавычки, указывая на противоположность истинности отцовства. Технологический прогресс без понимания смысла жизни и осознания собственной сущности делает человека лишь диким животным, не могущим обуздать свой эгоцентризм и алчность. Наблюдая за событиями, происходящими сегодня в Афганистане, Палестине, Ираке, Грузии мы просто стараемся о них не думать. Курт Веннегут, бабушка Гаша стали жертвами гитлеровского режима. Они видели самое кровавое столетие в истории. Ни медицина, ни наука не являются морально или религиозно нейтральными. Технологический прогресс   нисколько не улучшил моральное состояние людей, скорее способствовал их деградации. Кто сегодня определяет, что есть доброе и злое? Воннегут рассказывает о докторе Шлихтере, который четырнадцать лет служил в эсэсовских частях. Шесть лет он был лагерным врачом в Освенциме: - И скупает, что ли, свою вину в Обители Надежды и Милосердия? - Да,- сказал Касл.- И делает большие успехи, спасает жизнь направо и налево. - Молодец. - Да,- сказал Касл.- Если он будет продолжать такими темпами, то число спасенных им людей сравняется с числом убитых им же примерно к три тысячи десятому году.   Духовная дезориентация порождает утрату цели и надежды. Сегодня врачи в женских отделениях готовы целый день провести в операционных, делая незаконные аборты за наличные, в то время как другие пациентки, находящиеся на стационарном лечении по различным причинам остаются без ежедневного врачебного обхода. Общество разобщенное, нет причин, ради которых стоило бы умереть или поступать правильно. Где же абсолютная нравственность?   Я спросила: "Стоит ли жить, когда нет желаний?

Стоит ли плакать, если нет слез?

Нужно ли что-то, если ничего не надо?

Счастлива ль я, если радости нет?

 

В муках терзаний на одре болезни,

Смысл не могла осягнуть,

Для чего все именно так происходит,

Мне ведь всего двадцать два с копейками лет?

 

Что человеку нужно для счастья?

Хлеба и зрелищ? Власть и признанье?

Может друг милый иль преданный пес?

Где же оно столь туманное счастье,

Что ускользает миражно на нет?

 

Стоит ли жить, когда нет в жилах крови?

Стоит ли жить, если в сердце порок?

Где оборвется та нить бесконечного счастья-

Воздух глотать, созерцать небосвод?

 

Что продаем мы и что покупаем?

Что мы имеем и чем дорожим?

С кем по пути нашу жизнь представляем?

Даже, если не знаем, куда нам идти?   Бабушка Гаша прошла годы крови, она знала цену жизни, она жила, любя окружающих. Хотя советская власть преградила ей дорогу ко всяческим стремлениям, разрешив работать только в кочегарке, она не зачерствела сердцем. Для меня она стала примером, героем сегодняшнего дня, которая знала цену мирного неба над головой, и цену человеческой сущности. Она прошла атаки фашистов того времени, все же через много лет умерла от того, кто варварски скрыл свою вину. И кто знает, может она и дожила до наших дней, чтобы сегодня о ней узнали многие.   Кто я сегодня? Кто Вы сегодня? Кто Ваши дети завтра? 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий